Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности патриотичности и ценностные ориентации российских студентов. В исследовании приняли участие 141 студент (60 студентов РУДН и 41 студент МГУ). Авторы рассматривают патриотичность в контексте системно-функционального подхода А.И. Крупнова. В данном случае патриотичность выступает как свойство личности, состоящее из восьми компонентов: ценностных характеристик, динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных, продуктивных, трудностей. Каждая из компонент представлена гармонической и агармонической переменной: социально-значимые ценности, личностно-значимые ценности, энергичность, аэнергичность, стеничность, астеничность, интернальность, экстернальность, социоцентризм, эгоцентризм, осмысленность, осведомленность, предметно-коммуникативная, субъектно-личностная продуктивности, операциональные трудности, личностные трудности. Подробно исследуются особенности взаимосвязи патриотичности с факторами личности и структурой ценностных ориентаций. Авторами использовались бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма» (С. И. Кудинов, А. В. Потёмкин); Пятифакторный опросник личности NEO FFI (Коста, МакКрей) в адаптации М. В. Бодунова и С. Д. Бирюкова; Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова). Важным результатом исследования являются выявленные статистически достоверные особенности патриотичности российских студентов, а также взаимосвязи этого свойства с факторами личности и ценностными ориентациями. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что патриотичность студентов современных российских вузов характеризуется социально-значимой нацеленностью, аэнергичностью, стеничностью, интернальностью, социоцентричностью, осмысленностью и доминирующими трудностями операционального содержания в процессе реализации данного свойства личности. Также выявлено, что сознательность, открытость опыту и экстраверсия являются важными факторами личности, облегчающие процесс проявления студентом своей патриотичности. В свою очередь нейротизм усугубляет операциональные и личностные трудности, сопровождающие реализацию патриотизма. Выявлено, что ценности любви и здоровья взаимосвязаны с устойчивым и эмоционально-положительным проявлением патриотичности, а ценность в признании и уважении коррелирует с социоцентрической мотивацией в контексте реализации данного свойства личности. Выводы данной работы возможно использовать для дальнейшей разработки групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и образовательных программ с целью конструктивной активизации данного свойства личности.
The subject of the study is individual-psychological features of patriotism and value orientations of Russian students. The authors consider patriotism in the context of A.I. Krupnov's system-functional approach. In this case, patriotism acts as a personality property consisting of eight components. Each of the components is represented by harmonic and anharmonic variable. The features of the relationship between patriotism and personality factors and the structure of value orientations are investigated in detail. The authors used the form test of patriotism research "Patriogram" (S. I. Kudinov, A. V. Potemkin); Five-factor personality questionnaire NEO FFI (Costa, McCray) in the adaptation of M. V. Bodunov and S. D. Biryukov; Diagnostic personality questionnaire NEO FFI (Costa, McCray). D. Biryukov; Diagnostics of the real structure of value orientations of personality (S. S. Bubnova). An important result of the study is the revealed statistically reliable features of Russian students' patriotism, as well as the correlations of this property with personality factors and value orientations. The obtained results make it possible to say that patriotism of students of modern Russian universities is characterized by socially significant orientation, aenergy, stenichnost, internality, sociocentricity, meaningfulness and dominant difficulties of operational content in the process of realization of this property of personality. It is also revealed that conscientiousness, openness to experience and extraversion are important personality factors that facilitate the process of student's manifestation of patriotism. In turn, neuroticism aggravates operational and personality difficulties accompanying the realization of patriotism. It was revealed that the values of love and health are interrelated with a stable and emotionally positive manifestation of patriotism, and the value in recognition and respect correlates with sociocentric motivation in the context of the realization of this personality property.