Языковые особенности фейковых публикаций о пандемии COVID-19 (на примере российских и англоязычных новых медиа)

Цель исследования - выявить языковые особенности фейковых публикаций о пандемии COVID-19 на примере российских и англоязычных новых медиа для того, чтобы современный человек умел распознавать такие типы новостей среди публикуемого информационного контента. Научная новизна исследования заключается в определении и изучении сходств и различий в использовании языка фейковых новостей о COVID-19 на русском и английском языках. В работе была проведена лингвистическая оценка умения авторов фейковых публикаций в российских и англоязычных новых медиа оперировать разнообразными стилистическими приемами с целью расширить эмоциональный диапазон публикуемых медиаматериалов, тем самым способствуя более сильному эмоциональному воздействующему эффекту на аудиторию читателей (зрителей, слушателей). В результате исследования было установлено, что российские и англоязычные фейковые новости о пандемии имеют ряд лингвистических закономерностей, зная которые можно спрогнозировать истинность или ложность новостного контента данного типа в информационном пространстве и, соответственно, предотвратить его распространение. В частности, к таким принципам относятся использование повелительных конструкций, стилистических средств выразительности в новостных текстах (например, метафор); наличие триггера в информационных заголовках, а также генерация коротких текстовых сообщений, сопровождающих мемы, способных влиять на аффективные действия медиа аудитории при её взаимодействии с российскими и англоязычными медиаресурсами. Определены дальнейшие перспективы исследования текстов фейковых новостей о COVID-19 и эпидемий в целом для изучения феномена дезинформации и постправды и их влияния на медиареальность.

The aim of the study is to identify the linguistic features of fake publications about the COVID-19 pandemic on the example of Russian and English-language new media in order for a modern person to be able to recognize such types of news among the published information content. The scientific novelty of the study lies in the identification and study of similarities and differences in the use of the language of fake news about COVID-19 in Russian and English languages. The work included a linguistic assessment of the ability of authors of fake publications in Russian and English-language new media to operate a variety of stylistic techniques in order to expand the emotional range of published media materials, thereby contributing to a stronger emotional impact on the audience of readers (viewers, listeners). As a result of the study, it was found that Russian and English-language fake news about the pandemic have a number of linguistic patterns, knowing which one can predict the truth or falsity of news content of this type in the information space and, accordingly, prevent its dissemination. In particular, such principles include the use of imperative constructions, stylistic means of expression in news texts (e.g., metaphors); the presence of a trigger in informational headlines, as well as the generation of short text messages accompanying memes that can influence the affective actions of media audiences in their interaction with Russian and English-language media resources. Further prospects for the study of fake news texts about COVID-19 and epidemics in general are identified to explore the phenomenon of disinformation and post-truth and their impact on media reality.

Authors
Гуслякова А.В. 1, 2 , Козлова А.И.1
Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Издательство Мир науки
Number of issue
4
Language
Russian
Status
Published
Volume
14
Year
2023
Organizations
  • 1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • 2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Keywords
fake news; new media; anglophone and Russian media; pandemic; covid-19; фейковые новости; новые медиа; англоязычные и российские СМИ; пандемия; covid-19
Share

Other records

Дин Лина
Мир науки. Социология, филология, культурология. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Мир науки. Vol. 14. 2023.