В работе представлена философская позиция двух отечественных учёных - С.Л. Рубинштейна и В.Э. Сеземана, которая охарактеризована как постнеокантианская. Суть её заключается в том, что второй после классического неокантианства период развития этой философской традиции выстраивает свою методологическую базу не на основе чёткого и последовательного отделения своих методологических установок от других близких им трансцендентальных установок, в той или иной мере относящихся к кантовскому трансцендентализму (прежде всего, гегельянство и феноменология), но на основе их продуктивного синтеза. Этот синтез в рамках так называемого «онтологического поворота» первой половины ХХ века в учениях наших двух мыслителей распространяется также на попытки синтеза онтологии и гносеологии. В результате в философских теориях Сеземана и Рубинштейна мы встречаем целостную концепцию личности во всем многообразии её жизненных (в том числе научных и обыденных) проявлениях.