Эмиграция молодежи из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития: история и современные тренды

Введение. Таджикистан как страна с молодой возвратной структурой населения в последние годы становится заметным участником в различных потоках миграции. Большое число трудовых мигрантов из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития отмечается с 2014 г., что связывают с падением курса рубля и снижением доходов мигрантов в России в валютном эквиваленте. Вместе с тем традиционно таджикистанская молодежь выезжала на обучение в Россию и Казахстан, но в последние десятилетия также значительно возрос поток в страны Организации экономического сотрудничества и развития. Целью данной статьи является выявление причин и особенностей переориентации потоков образовательных мигрантов из Таджикистана на новые географические направления, а именно - на страны Организации экономического сотрудничества и развития. Материалы и методы. В настоящем исследовании использовалось два метода: статистический, позволивший проанализировать данные о численности и структуре образовательной эмиграции из Таджикистана, и социологический, с помощью которого были проанализированы результаты социологических опросов и интервьюирования экспертов (вторичный анализ социологических данных). В качестве основных источников информации для статьи были использованы данные Организации экономического сотрудничества и развития из доклада «OECD.Stat», а также результаты авторского социологического опроса молодых людей из Таджикистана, которые обучаются в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Опрос проводился онлайн среди граждан Таджикистана, проживающих и обучающихся в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Выборка была случайной. Объем выборки составил 417 человек, которые обучались на момент проведения опроса в Австрии, Германии, США и Канаде. Главная цель социологического опроса - выявить стратегии адаптации молодых эмигрантов из Таджикистана в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Результаты. В статье представлены результаты авторского социологического исследования, главная цель которого состояла в выявлении тенденций миграции и стратегий адаптации молодых эмигрантов из Таджикистана в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Половина выпускников вузов Таджикистана пытается продолжить обучение и / или найти работу за рубежом, используя Интернет. Многие видят образовательную миграцию как один из каналов эмиграции. Этот процесс сопровождается получением гражданами Таджикистана еще одного образования или переквалификацией, признанием таджикистанских дипломов, прохождением соответствующих курсов в странах приема. Они быстро адаптируются на рынках труда в странах Организации экономического сотрудничества и развития: поиск работы занимает «меньше месяца» или «от 1 до 3 месяцев». Рабочий язык для большей части таджикских мигрантов английский и немецкий, а устраиваются они на работу в сферы образования и медицины, что свидетельствует о высоком уровне образования.

Introduction. Being a country with a young age structure, Tajikistan has become a prominent participant of various migration flows in recent years. A large number of labor migrants from Tajikistan to the member countries of the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) have been reported since 2014, which is associated with a fall in the ruble’s exchange rate and a decrease in incomes of migrants to Russia in currency equivalent. At the same time, traditionally Tajik youth used to to study in Russia and Kazakhstan, but in recent decades the flow to OECD member countries has also increased significantly. Goals. The study aims to identify the causes and features underlying the reorientation of the flows of educational migrants from Tajikistan toward new geographical directions, namely the OECD member countries. Materials and methods. The work basically employs two research methods. Firstly, the statistical method processes data on the scope and structure of educational emigration from Tajikistan. Secondly, the sociological method provides insights into outcomes of sociological surveys and expert interviews (secondary analysis of sociological data). The key sources of information are OECD-related data from the OECD.Stat reports, and the author’s survey (conducted online via Facebook social network - banned in Russia - accounts of several associations of Tajik citizens abroad) among young individuals from Tajikistan who study in OECD member countries. The questionnaire contained 17 questions about adaptation and integration of migrants, educational levels of migrants, age-sex structure, migration channels, reasons for the reorientation of labor migrants toward OECD member countries, resettlement, and sectoral employment in host countries. The convenience sampling yielded a total of was 417 individuals who were then undertaking training programs in Austria, Germany, the U.S., and Canada. The survey was primarily seeking to identify adaptation strategies selected by young emigrants from Tajikistan in OECD member countries. Results. So, the article presents the outcomes of the survey. Half of Tajik university graduates try to continue their studies and/or find a job abroad via the Internet. Actually, many tend to view educational migration as an emigration channel. This process is accompanied by that Tajik citizens take additional training or retraining programs, seek to receive acknowledgement certificates for diplomas of Tajikistan, and undergo corresponding courses in the receiving countries. As a rule, they quickly adapt to labor markets in OECD member countries: it takes ‘less than a month’ (or ‘from 1 to 3 months’) to get a job. The working language for most Tajik migrants is English and German, and they get jobs in the fields of education and medicine, which attests to somewhat increased educational levels of theirs.

Publisher
Kalmyk Scientific Centre of Russian Academy of Sciences
Number of issue
6
Language
Russian
Pages
1418-1443
Status
Published
Volume
16
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Институт демографических исследований - обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Keywords
tajikistan; OECD Member Countries; students; youth; educational migration; labor migration; emigration; таджикистан; страны Организации экономического сотрудничества и развития; студенты; молодежь; образовательная миграция; трудовая миграция; эмиграция
Date of creation
01.07.2024
Date of change
01.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/109308/
Share

Other records