В статье аргументируется положение, в соответствии с которым всякий идеал является комплексом представлений и суждений, выражающих желаемый нормативный образ, позволяющий более или менее четко определить конкретные характеристики должного состояния той или иной сферы жизнедеятельности человека. Реализация идеалов происходит посредством формирования комплементарных им ценностных ориентаций, обусловливающих последующие целенаправленные действия личностей по преобразованию окружающей природной и общественной среды в соответствии с заданными этими идеалами параметрами. Авторами предлагается рассмотрение характерного для русской метафизической мысли концепта "цельного знания" в качестве онтогносеологического идеала, реализация которого направлена на конструирование методологических подходов и конкретных методик. Анализируется процесс становления имевшего предпосылки в христианской богословско-философской мысли идеала "цельного знания" в русской метафизике. Утверждается, что его достаточно полная концептуализация была осуществлена В.С. Соловьевым, сделавшим акцент на понятийной и нормативной разработке идеала "цельного знания". Однако в дальнейшем различие в онтологических и историософских воззрениях некоторых его последователей обусловило формирование другого, исходящего из христианских эсхатологических предпосылок подхода к осмыслению этого идеала, который понимался уже не столько как должная норма человеческого познания, сколько как его недостижимая, но необходимая цель.
The article argues the position, according to which every idealis a complex of ideas and judgments expressing the desired normative image.It allows defining more or less clearly the specific characteristics of theproper state for a particular sphere of human life. The realization of idealsoccurs through the formation of value orientations complementary to them,which determine the subsequent purposeful actions of individuals to transformthe natural and social environment in accordance with the parametersset by these ideals. The authors propose to consider the concept of “wholeknowledge”, which is characteristic of Russian metaphysical thought, as anontognoseological ideal. Its implementation is aimed at designing methodologicalapproaches and specific techniques. The process of formation of the“whole knowledge” ideal in Russian metaphysics, which had prerequisites inChristian theological and philosophical thought, is analyzed. It is argued thatits fairly complete conceptualization was carried out by V.S. Solovyov. Thephilosopher emphasized the conceptual and normative development of theideal of “whole knowledge”. However, later the difference in the ontologicaland historiosophical views of some of his followers led to the formation ofanother approach to understanding the ideal based on Christian eschatologicalpremises. They understood it not so much as the due norm of humanknowledge, but as its unattainable, but necessary goal.