Транспортировка углеводородов Северным морским путем: экономический потенциал, проблемы и перспективы

В 21 веке морская транспортировка углеводородов является неотъемлемой частью мирового нефтегазового комплекса. Основные логистические маршруты проложены вдоль африканского континента, Юго-Восточной Азии и стран Северной и Латинской Америки. Большая часть судов с нефтегазовым сырьем проходит по Суэцкому каналу, как наиболее безопасному и оптимальному, однако Северный морской путь России представляет собой новый маршрут с более низкими логистическими расходами, ускоряющий товарооборот между европейскими и азиатскими странами. Россия, в офшорной зоне которой располагается весь Северный морской путь, предпринимает попытки раскрытия потенциала маршрута и увеличение его проходимости в любое время года. Тем не менее, присутствует ряд нерешенных проблем, которые осложняют быстрое развитие товарооборота по данному пути, поэтому целью научной статьи является анализ экономического потенциала использования Северного морского пути для транспортировки углеводородов, а также выявление проблем и перспектив развития судоходства по данному маршруту. Научной базой работы являются российские и международные статистические данные, российские государственные и корпоративные отчеты по развитию и использованию Северного морского пути, оценки и мнения экспертов области, стратегия развития топливно-энергетического комплекса России. В научном исследовании основной упор делается на стратегический потенциал использования данного маршрута как эффективной альтернативе Суэцкому каналу, так и создании системы «кольца», позволяющим судам использовать оба канала для охвата наибольшего количество стран и торговых партнеров.

In the 21st century, sea transportation of hydrocarbons is an integral part of the global oil and gas complex. The main logistics routes are laid along the African continent, Southeast Asia and the countries of North and Latin America. Most of the ships with oil and gas raw materials pass through the Suez Canal, as the safest and most optimal, however, the Russian Northern Sea Route is a new route with lower logistics costs, accelerating trade turnover between European and Asian countries. Russia, in whose offshore zone the entire Northern Sea Route is located, is making attempts to unlock the potential of the route and increase its passability at any time of the year. However, there are a number of unresolved problems that complicate the rapid development of trade along this route, so the purpose of the scientific article is to analyze the economic potential of using the Northern Sea Route for transporting hydrocarbons, as well as to identify problems and prospects for the development of shipping along this route. The scientific basis of the work is Russian and international statistical data, Russian state and corporate reports on the development and use of the Northern Sea Route, assessments and opinions of area experts, and the development strategy of the Russian fuel and energy complex. The research focuses on the strategic potential of using this route as both an effective alternative to the Suez Canal and to create a “ring” system allowing ships to use both canals to reach the greatest number of countries and trading partners.

Publisher
Редакция журнала Экономика и предпринимательство
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
293-299
Status
Published
Year
2024
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
northern sea route; liquefied natural gas; export of hydrocarbons from Russia; maritime logistics of hydrocarbons; северный морской путь; сжиженный природный газ; экспорт углеводородов из России; морская логистика углеводородов
Date of creation
01.07.2024
Date of change
01.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/108849/
Share

Other records