Роман О. Токарчук "Бегуны" как метамодернистский феномен

Введение. В XXI веке происходят большие изменения в культуре, жизни и обществе, в результате которых эпоха вездесущего постмодернизма подходит к концу, и его место занимает совершенно новое явление. Предпринимались многочисленные попытки дать этому название, и одним из предложенных был «метамодернизм». Метамодернизм возник как реакция на постмодернизм, как и в свое время постмодернизм был реакцией на модернизм. Метамодернизм по праву считается веком Интернета. В данной статье дается практическое объяснение методов метамодерна в книге «Бегуны» О. Токарчук. Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать метамодернистские элементы в романе «Бегуны» и таким образом дать возможность читателю понять термин «метамодернизм» на практике, выявить некоторые наиболее важные элементы, отличающие метамодернизм от предшествующих периодов, акцентировать внимание на понятии «Я». Объектом исследования является сам роман «Бегуны». Предметом исследования выступают приемы метамодернистского повествования, использованные в романе. В ходе работы автор опирался на описательный, сравнительный и аналитический методы. Практическая значимость данного анализа заключается в применении результатов умозаключений в университетских курсах современной русской литературы, теории и истории русской и зарубежной литературы. Новизна исследования содержится в отражении анализа использованных в романе элементов метамодерна, что помогает читателю лучше выявить и понять саму теорию метамодерна на практике. В статье достигается заявленная цель глубокого анализа метамодернистских элементов в романе. Посредством этого анализа удалось рассмотреть структуру метамодернистского романа, метамодернистского героя, важность рассказчика и важность постоянных колебаний. Примеры из метамодернистского романа Ольги Токарчук «Бегуны» являются ярким отражением нарративных элементов метамодернизма. В выводах было показано, что в современной литературе уже начинают использоваться элементы метамодернового метода с перспективой превращения этого процесса в систему.

Introduction. The 21st century is witnessing great changes in culture, life and society, as a result of which the era of ubiquitous postmodernism is coming to an end and a completely new phenomenon is taking its place. Numerous attempts have been made to give it a name, and one of the proposed ones was “metamodernism”. Metamodernism arose as a reaction to postmodernism, just as in its time postmodernism was a reaction to modernism. Metamodernism is rightfully considered the age of the Internet. This article provides a practical explanation of the methods of metamodernism in the book “Flights” by O. Tokarczuk. The purpose of the study is to analyze the metamodernist elements in the novel “Flights”, and thus enable the reader to understand the term “metamodernism” in practice, to identify some of the most important elements that distinguish metamodernism from previous periods and to focus on the concept of “Me”. The object of the study is the novel “Flights” itself. The subject of the study is the techniques of metamodern narrative used in the novel. In the course of the work, the author relied on descriptive, comparative and analytical methods. The practical significance of this analysis lies in the application of the results of inferences in university courses in modern Russian literature, theory and history of Russian and foreign literature. The novelty of the study lies in the reflection of the analysis of the metamodern elements used in the novel, which helps the reader to better identify and understand the very theory of metamodernity in practice. The article achieves the stated goal of an in-depth analysis of metamodern elements in the novel. Through this analysis, it was possible to look at the structure of the metamodern novel, the metamodern hero, the importance of the narrator, and the importance of constant fluctuation. Examples from Olga Tokarczuk’s metamodern novel “Flights” are a clear reflection of the narrative elements of metamodernism. As a result of the article, it was shown that modern literature is already beginning to use elements of the metamodern method with the prospect of transforming this process into a system.

Authors
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
577-582
Status
Published
Volume
17
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
metamodernism; postmodernism; modernism; fragment; human; worldview; метамодернизм; постмодернизм; модернизм; фрагмент; человек; мировоззрение
Date of creation
01.07.2024
Date of change
01.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/108279/
Share

Other records

Литвинова Т.Н., Земскова О.М., Тихомиров К.Ю.
Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. Vol. 16. 2023. P. 140-152