Самоидентификация украинцев сквозь призму государственного кинематографа Украины (2014-2023 гг.)

Вопрос национальной самоидентичности является важнейшим элементом государственной политики любой страны мира. Ее влияние больше всего проявляется в отечественной кинематографии, которая создается за счет бюджетного финансирования. После получения независимости У краиной в 1991 году, украинский кинематограф оказался в состоянии кризиса. В то же время, вопреки политическому хаосу и экономическому спаду, были предприняты первые попытки создания фильмов с "правильной" идеологической направленностью, отражающие стремление к формированию независимой культурной идентичности украинского народа. Однако только с созданием Государственного агентства Украины по вопросам кино в 2011 г. началось систематическое финансирование киноиндустрии, которое способствовало постепенному развитию украинского кинематографа. Современная украинская власть после 2014 г. перешла от нейтралитета к враждебности в отношении Российской Федерации. Властная политика не прошла мимо украинской фильмографии и в последние годы стала активно политизировать и украинизировать местный контент. След был оставлен во всех жанрах кино. В данной статье автор анализирует показатели кассовых сборов и разные жанры произведенных на Украине фильмов с 2014 по 2023 гг. Несмотря на активную поддержку киноиндустрии и создание фильмов с «национально правильными» сценариями, Государственному агентству Украины по вопросам кино не удалось добиться массового одобрения и популярности среди украинских зрителей. Однако спустя девять лет антироссийской «реновации» кино его результат смог глубоко укорениться в сознании народа и распространить свое видение военных событий на Донбассе в зарубежные страны. В условиях Специальной военной операции России на Украине пропагандистские кинокартины активно используются в качестве главного психологического «оружия» украинской власти не только для поддержки украинских военных, но и для формирования «правильного» сознания и понимания украинцами современной реальности. В свою очередь западные киноэксперты активно продвигают данные фильмы на своих международных кинофестивалях и отдают победные места современному украинскому кинематографу.

The issue of national identity is an important element of the state policy of any country in the world. Its influence is most evident in the domestic cinematography, which is created at the expense of budget financing. After Ukraine gained independence in 1991, the Ukrainian film industry found itself in a state of crisis. However, despite political chaos and economic downturn, initial attempts were made to create films with a "correct" ideological direction, reflecting the desire to form an independent cultural identity of the Ukrainian people. It was only with the establishment of the State Agency of Ukraine for Cinema in 2011 that systematic financing of the film industry began, contributing to the gradual development of Ukrainian cinematography. After 2014, the modern Ukrainian government switched from neutrality to hostility towards the Russian Federation. The power politics did not pass by the Ukrainian filmography and in recent years began to actively politicize local content. The trace was left in all genres of cinematography. In this article, the author analyzes the box office figures and different genres of films produced in Ukraine from 2014 to 2023. Despite the active support of the film industry and the creation of films with "nationally correct" scripts, the State Agency of Ukraine on Cinema Issues failed to achieve mass approval and popularity among Ukrainian viewers. However, after nine years of anti-Russian "renovation" of cinema, its result was able to take deep root in the minds of the people and spread its vision of military events in the Donbas to foreign countries. In the context of Russia's Special military Operation in Ukraine, propaganda films are actively used as the main psychological "weapon" of the Ukrainian authorities not only to support the Ukrainian military, but also to form the "right" consciousness and understanding of modern reality by Ukrainians. In turn, Western film experts actively promote these films at their international film festivals and give winning places to modern Ukrainian cinema.

Publisher
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Number of issue
7
Language
Russian
Pages
724-735
Status
Published
Volume
6
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
ukraine; russia; state cinematography; national consciousness; anti-Russian propaganda; politicization of cinema; cultural diplomacy; украина; россия; государственная кинематография; национальное самосознание; антироссийская пропаганда; политизация кино; культурная дипломатия
Date of creation
01.07.2024
Date of change
01.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/108228/
Share

Other records