Творчество современных русских писателей в преподавании русского языка таджикским школьникам: теоретический и практический аспекты

В данной статье речь идет об обращении при обучении русскому языку таджикских школьников к творчеству современных русских писателей, которые известны в России и за рубежом. В качестве произведения для анализа был выбран рассказ Е. Г. Водолазкина «Кунсткамера в лицах». В статье дается обоснование методической ценности произведения, проводится лингвистический анализ текста, даны задания и упражнения, которые направлены на улучшение понимания текста, на закрепление использованного грамматического и лексического материала, на развитие коммуникативных умений. Рекомендуется обращение к произведениям других современных русских писателей: Д. Рубиной, З. Прилепина, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, С. Мосовой, С. Шаргунова, Т. Толстой. Представляемый материал выбран с учетом состояния русского языка в современном Таджикистане. Использование художественных текстов писателей-классиков русской и советской литературы в таджикской школе имеет давнюю традицию, однако требуется расширение изучаемого материала за счет произведений современных русских писателей. Очевидно, что изучение произведений ХХI в. будет способствовать росту интереса таджикских учащихся к русскому языку, а также знакомить их с современной культурой русского народа.

In this article we are talking about the appeal in teaching the Russian language to the work of modern Russian writers who are known in Russia and abroad, when teaching the Russian language to Tajik high school students. As a work, the analysis of which can serve as an example for work in the lessons of Russian language and literature in a Tajik school, the story of Evgeny G.Vodolazkin “Kunstkamera in faces” was chosen. Te article provides a rationale for its methodological value in teaching the Russian language, a linguistic analysis of the text is carried out, accompanied by tasks and exercises that are aimed at understanding the content of the text, at fxing the grammatical and lexical material used in it, and at developing students’ communicative skills. On this basis, it is recommended to work with the works of other contemporary Russian writers: Dina Rubina, Zakhar Prilepin. Lyudmila Ulitskaya, Lyudmila Petrushevskaya, Svetlana Mosova, Sergei Shargunov, Tatyana Tolstaya. Te specifc material presented is chosen taking into account the situation of the Russian language in the Tajik Soviet Socialist Republic and in modern Tajikistan. It is emphasized that the use of literary texts in the Tajik school has a long tradition of referring to the work of classic writers of Russian and Soviet literature, which requires, however, the expansion 88 of the studied material at the expense of the works of contemporary Russian writers. Obviously, the study of the works of the 21st century will contribute to the interested study of the Russian language by Tajik students, as well as to acquaint them with the modern culture of the Russian people.

Number of issue
1
Language
Russian
Pages
88-96
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
modern Russian writers; Tajik high school students; Russian language in tasks and exercises; современные русские писатели; таджикские школьники; русский язык в заданиях и упражнениях; таджикская и русская лингвокультура
Share

Other records

Панин М.А., Загородний Н.В., Бойко А.В., Петросян А.С.
Вестник медицинского института "РЕАВИЗ": реабилитация, врач и здоровье. Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Медицинский университет "Реавиз". Vol. 13. 2023. P. 52-58