В статье проводится анализ условий успешности обучения иностранных студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации. Выявлено, что основными трудностями, с которыми сталкиваются иностранные студенты, является их адаптация к условиям обучения и культурно-социализационной среде. В качестве методов исследования применялись общенаучные методы исследования ведущих учебных заведений Российской Федерации, имеющих значительное количество программ для обучения иностранных студентов. Выявлено, что получение профессионального образования иностранными студентами неотъемлемо сопряжено с формированием развитой личности, которая может реализовать потенциал на рынке труда. Показана важность социально-психологического сопровождения иностранных студентов на основе комплексного воздействия и предложения комплексной социализации в социокультурное пространство информационного общества. Проанализировано определение специфики иностранных студентов как объекта социализации в российском социокультурном пространстве и образовательно-культурной среде вузов. В работе проводится анализ признаков социализации, обусловленных трансформациями информационного общества. Раскрываются применяемые метод и структурные элементы систем адаптаций в крупнейших вузах Российской Федерации. На основании проведенного исследования сделан вывод, что в российских вузах существует достаточно эффективная система адаптации иностранных студентов. Вместе с тем, для ее совершенствования необходимо более детально проработать отдельные аспекты, связанные с погружением в социокультурную среду и образовательный процесс, а также уделить повышенное внимание психологической поддержке.
The article analyzes the conditions for the success of teaching foreign students in higher educational institutions of the Russian Federation. It is revealed that the main difficulties faced by foreign students are their adaptation to learning conditions and cultural and socialization environment. General scientific research methods of the leading educational institutions of the Russian Federation, which have a significant number of programs for teaching foreign students, were used as research methods. It has been revealed that obtaining professional education by foreign students is inherently associated with the formation of a developed personality that can realize its potential in the labor market. The importance of socio-psychological support for foreign students based on the integrated impact and the offer of integrated socialization in the socio-cultural space of the information society is shown. The definition of the specifics of foreign students as an object of socialization in the Russian socio-cultural space and the educational and cultural environment of universities is analyzed. The paper analyzes the signs of socialization caused by the transformations of the information society. The applied method and structural elements of adaptation systems in the largest universities of the Russian Federation are revealed. Based on the conducted research, it is concluded that there is a fairly effective system of adaptation of foreign students in Russian universities. At the same time, in order to improve it, it is necessary to work out in more detail certain aspects related to immersion in the socio-cultural environment and the educational process, as well as pay increased attention to psychological support.