Данная научная статья посвящена изучению стратегического партнерства Китайской Народной Республики и Российской Федерации в контексте реализации их национальных интересов. Актуальность темы исследования обусловлена развитием двусторонней кооперации между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в контексте глобального «транзита власти» и «поворота на Восток» Российской Федерации. «Поворот на Восток», связанный с переориентацией российских нефтегазовых путей поставок, эволюционировал и заключил в себе политическую и экономическую кооперацию с ключевым игроком азиатского региона в лице КНР. В свою же очередь «транзит власти», борьба за который происходит между КНР и США, лишь набирает обороты. Объектом исследования являются отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Предметом исследования служит стратегическое партнерство между Китаем и Россией в контексте реализации их национальных интересов. Теоретико-методологическая база исследования заключает в себе парадигму оборонительного неореализма, рассматривающую международные отношения анархичными ввиду наличия великих держав. Более того, в соответствии с данной парадигмой система международных отношений способна быть многополярной. Автором широко использовались следующие методы: контент-анализ, историзм, сравнительный, логический и аналитический. Основными выводами проведенного исследования являются определение национальных интересов Российской Федерации, закрепленных в концепции внешней политики Российской Федерации и указе Президента России от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в виде сбережения населения Российской Федерации, обеспечения государственной безопасности, защиты народа России от влияния «мягкой силы» третьих стран, что напрямую связано с интересами РФ на международной арене, где Российская Федерация стремится к построению справедливого миропорядка; анализ национальных интересов Китайской Народной Республики в динамике: от реализации мировой пролетарской революции, до привлечения иностранного капитала и, впоследствии, до расширения собственного мирового влияния при помощи различных инструментов, среди которых можно выделить «мягкую силу», прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и «принуждение к торговле». Автором было отмечено, что в контексте «транзита власти» с участием КНР и «поворота на Восток» Российской Федерации стратегическое партнерство между двумя государствами можно считать обоюдовыгодным, отвечающим их национальным интересам.
This article is devoted to the study of the strategic partnership of the People’s Republic of China and the Russian Federation in the context of the implementation of their national interests. The relevance of the research topic is due to the development of bilateral cooperation between the Russian Federation and the People’s Republic of China in the context of the global «power transition» and the «turn to the East» of the Russian Federation. The «turn to the East» connected with the reorientation of the Russian oil and gas supply routes, has evolved and concluded in itself political and economic cooperation with a key player of the Asian region in the person of China. In turn, the «power transition», a struggle for which occurs between the People’s Republic of China and the United States, is only gaining momentum. The study focuses on relations between the People’s Republic of China and the Russian Federation. The study focuses on the strategic partnership between China and Russia in the context of realizing their national interests. This research is based on the paradigm of defensive realism that views international relations as anarchist in view of the presence of great powers. Moreover, under this paradigm, the system of international relations can be multipolar. The author widely used the following methods: content analysis, historism, comparative, logical and analytical. The main conclusion of this study is that in the context of the «power transition» with the participation of the People’s Republic of China and the «turn to the East» of the Russian Federation, the strategic partnership between the two states can be considered mutually beneficial, meeting their national interests. The key national interest of the Russian Federation is to build a just world order. China’s national interest is to expand its influence on the global arena.