Задачей работы является прояснение некоторых спорных вопросов происхождения такого социально-культурного явления, как авторская (самодеятельная) песня. При этом явление рассматривается как неразрывная система «авторы-слушатели». Ранее в результате сравнительного анализа различных песенных направлений СССР было выявлено, что макроструктура диалектической оппозиции «частное-всеобщее» в авторской песне стабильно встречается намного чаще, чем в остальных. Выдвигается гипотеза о порождении авторской песни из набирающей силу среды научно-технической интеллигенции. Для подтверждения гипотезы проводится краткий анализ серии научных текстов в контексте выявления структур «частное-всеобщее». Из современной научной традиции выбрана статья по археологии Кавказа В.А.Трифонова. Для филологического исследования наиболее ранних научных авторских текстов выбраны «История» Геродота, «История Пелопоннесской войны» Фукидида, «Греческая история» и «Лакедемонская полития» Ксенофонта, «Исторические записки» Сыма Цяня, а также «Восьмикнижие» Панини. В итоге показано, что структурная ритмика «частное-всеобщее» характерна для всей научной традиции с самого ее появления и ее наличие является кросс-культурным инвариантом. Более того, она является неотъемлемой частью и проявлением стилистики научного мышления, что отражается на всей социальной общности, определяющей авторскую песню. Влияние искомых структур на выбор текстов сторонних авторов показано на примере творчества А.Мирзаяна. Таким образом, описана условная механика образования культурного явления. Верификация выводов проведена с помощью наложения динамики количества ученых и разработчиков в стране на выявленную ранее динамику порождений произведений авторской песни. Выявленная заметная корреляция после соединения с описанными результатами структурного анализа переводит ее в ранг зависимости. Затем проводится дальнейшее соединение концепции с имеющимися социологическими наработками по генезису российской и советской интеллигенции.
The main purpose of this article is to clarify some controversial questions about the genesis of the bardic songs. This cultural phenomenon is seen as a system of "author-listeners". It has already been noted that the macro-structure of the dialectical opposition "private-universal" manifests itself much more often in bardic song than in other cultural directions. The hypothesis that the bardic song originated in the scientific intelligentsia is put forward in this article. In order to confirm the hypothesis, a brief analysis of scientific texts in the context of the identification of "private-universal" structures is carried out. As a result, it is shown that the structural rhythm "private-universal" is originally characteristic of the scientific tradition. Its presence is an invariable factor across all cultures. Moreover, it is also an integral part of the style of scientific thinking. This way of thinking affects the whole social community and defines the bardic song of listeners and authors. The mechanics of the emergence of this cultural phenomenon have been the subject of research. The verification of the results was carried out by applying the scientists number dynamics in the country to the creation dynamics of the bard songs. Once linked to the structural analysis results, the identified correlation was converted into a dependency rank. Thus, the hypothesis of how the Bard's Song got started was confirmed.