В статье раскрывается символизм как стиль мышления и основной принцип философии и теологии греко-византийского Отца церкви Максима Исповедника. Творчество преподобного Максима не часто становится предметом философского анализа в отечественной гуманитарной науке. Между тем его богословие, основанное на философских идеях и концептах, представляет собой уникальный пласт религиозной культуры Византии и ее преемницы Древней Руси. В статье изложены основные положения различных работ Максима Исповедника, показывающие символический и духовно-иносказательный способ его теоретизирования. Максим был продолжателем александрийской школы аллегорического богословия и потому его наследие прослеживается в контексте становления византийской патристики. Уделяется особое внимание его учению о логосах как энергиях и символах Бога, проявляющихся как в мире духовном, так и земном. Обосновано понимание византийским Отцом обожения как восприятия человеком Божественных логосов и постижения особого рода знания в процессе Богопознания. Человек в богословско-философской системе образов и знаков Максима представлен как микрокосм и главный символ, собирающий умопостигаемый и чувственный миры в гармоничное единство.
The article reveals symbolism as a style of thinking and the basic principle of the philosophy and theology of the Greek-Byzantine Father Maximus the Confessor. The work of St. Maximus does not often become the subject of philosophical analysis in Russian humanities. Meanwhile his theology, based on philosophical ideas and concepts, presents a unique layer of the religious culture of Byzantium and its successor, Ancient Russia. The article outlines the main points of the various works of Maximus the Confessor, showing the symbolic and spiritually-notional way of his theorizing. Maximus was a follower of the Alexandrian school of allegorical theology and, therefore, his legacy is traced in the context of the formation of Byzantine Patristics. A special attention is paid to his doctrine of logoi as energies and symbols of God, manifesting themselves both in the spiritual and in the earthly worlds. The Byzantine Father's understanding of deification as man's perception of the Divine logos and comprehension of a special kind of knowledge in the process of cognition of God is substantiated. Man in the theological-philosophical system of images and signs of Maximus is presented as a microcosm and the main symbol gathering the mental and sensual worlds into a harmonious unity.