Формирование и развитие гражданской идентичности молодежи в процессе образования: кросс-культурный анализ проблемы

Формирование и развитие гражданской идентичности являются одной из важных задач системы образования и воспитания молодежи. Современное образование в целом сталкивается с серьезными вызовами и проблемами формирования социальной и гражданской идентичностей у подрастающего поколения. Цель данной статьи - провести теоретической и методологический анализ феномена гражданской идентичности, определить основные характеристики ее формирования и сформулировать основные направления развития. Авторами представлен теоретический анализ понятий «гражданское воспитание» и «гражданская идентичность» как полинаучных и междисциплинарных категорий, на основании которого выделено несколько направлений исследования сущности гражданской идентичности личности. В содержании статьи обосновывается необходимость научной разработки изучаемого явления на основе психолого-педагогической методологии. Рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности в кросс-культурных исследованиях, в том числе в сербской научной литературе. На основании проведенного теоретического анализа выделены основные критерии сформированности гражданской идентичности, позволяющие разработать и внедрить в образовательный процесс новые воспитательные технологии формирования и развития гражданской идентичности у современной молодежи. В заключение отмечается, что гражданское самоопределение молодежи является стратегически важной целью формирования безопасности российского и сербского государств. Особая роль и миссия для реализации технологии формирования гражданской идентичности отводится учителю. Безусловно, для реализации воспитательных технологий необходимо, прежде всего, работать с педагогическим корпусом, с гражданским самосознанием учителя как специалиста, формирующего социальное здоровье будущих поколений страны.

Development of civic identity in youth is one of the crucial tasks of the education system. Modern education in general faces serious challenges related to the formation of social and civic identities in the younger generation. The purpose of this article is to conduct a theoretical and methodological analysis of the phenomenon of civic identity, to determine the main characteristics of its formation and to formulate the main directions of development. We present a theoretical analysis of the concepts ‘civic education' and ‘civic identity' as polyscientific and interdisciplinary categories, which are used as the basis to identify several directions of research on civic identity. The content of the article substantiates the need for further scientific development of the studied phenomenon on the basis of psychological and pedagogical methodology. We consider the issues of the civic identity formation in cross-cultural studies, including in Serbian scientific literature. Based on the theoretical analysis of the research, we identified the main criteria for the formation of civil identity, which make it possible to develop new educational technologies for the formation and development of civil identity in modern youth and to introduce them into the educational process. In conclusion, the article notes that the process of civil self-determination of young people is a strategically important goal in shaping the security of the Russian and Serbian states. A special role and mission to implement the methods of civic identity development is assigned to the teacher. Of course, to implement educational methods, it is necessary, first of all, to work with the teaching staff, with the civic consciousness of the teacher as a specialist shaping the social health of the country's future generations.

Authors
Михайлова О.Б. 1 , Корач Исидора2
Publisher
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Number of issue
6
Language
Russian
Pages
390-396
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
  • 2 Высшая школа педагогики и бизнес-информатики «Сирмиюм»
Keywords
civic education; civic identity; youth; educational process; гражданское воспитание; гражданская идентичность; молодежь; процесс образования
Share

Other records

Уруков Н.Ю., Рукодайный О.В., Уруков Ю.Н., Шарапова О.В., Герасимова Л.И., Смирнова Т.Л., Барсукова Е.В., Журавлева Н.В.
Анализ риска здоровью. Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения. 2023. P. 172-180