Ценностно-смысловые предпосылки гражданско-патриотического самовыражения молодежи

В статье представлены результаты эмпирического исследования гражданско-патриотического самовыражения современной российской молодежи. Актуальность проблемы обусловлена социально-политическими преобразованиями внутренней и внешней политики государства, требующими пересмотра патриотического воспитания молодежи, основанного на базовых, национальных и исторических ценностях. Изменения в архитектуре межгосударственных отношений требуют перестройки формирования личности, готовой отстаивать приоритеты своей страны в разных сферах жизнедеятельности, что невозможно без осознанного гражданско-патриотического отношения к своей Родине. Теоретико-методологической основой исследования обозначенной проблемы выступил системный подход, разрабатываемый отечественными исследователями Б. Ф. Ломовым, В. С. Мерлиным, В. Д. Небылициным, А. И. Крупновым и др.; целостно-функциональная концепция исследования свойств личности и черт характера (Крупнов 1994), исследования патриотичности (Кудинов 2018; Кудинов 2023; Гаврилушкин 2012; Лутовинов 1997; Потемкин 2009 и др.). Для исследования гражданско-патриотического самовыражения использовался опросник «Патриограмма» (Кудинов, Потемкин 2008) и авторская анкета «Индикатор гражданско-патриотического самовыражения». С целью выявления системы ценностных приоритетов применялся авторский опросник «Актуальные ценностные ориентации». В эмпирическом исследовании приняли участие 163 респондента в возрасте 16-22 года, из которых 47 старшеклассников, 82 студента и 34 работающая молодежь г. Москвы. Все респонденты имеют российское гражданство, родились и проживают в России с рождения, по национальному признаку русские. Полученные эмпирические данные с последующим математико-статистическим анализом позволили установить специфические особенности в выраженности актуальных ценностей в указанных социально-статусных группах молодых людей. У школьников в качестве доминирующих ценностей зарегистрированы личностно-ориентированные, коммуникативно-эмоциональные и материальные. Для студентов основными ценностями выступили карьерно-прагматичные, статусно-ролевые, морально-этические. Работающие молодые люди в числе приоритетных отметили материальные, личностно-ориентированные и коммуникативно-эмоциональные ценности. При анализе показателей патриограммы установлен средний и средне-низкий уровень проявления данного качества во всех группах молодых людей. Наиболее высокие результаты получены в группе работающей молодежи. Анализ корреляционных взаимосвязей позволил установить по всей выборке прямые статистически значимые корреляции между общим показателем патриотичности и морально-этическими, гражданско-патриотическими и коммуникативно-эмоциональными ценностями. Обратные взаимосвязи зафиксированы с материальными и карьерно-прагматическими ценностями. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о необходимости совершенствования воспитательной деятельности в образовательном пространстве, направленной на формирование базовых ценностей и развитие патриотичности на разных этапах обучения. В ходе исследования установлено, что чуть больше 40% респондентов считают себя патриотами, однако и они не готовы открыто демонстрировать свои патриотические чувства в силу разных обстоятельств. В то же время более 50% оптантов проявляют в большей степени нейтрально-равнодушное отношение к своей стране, ее истории, достижениям, традиции и культуре.

The article presents the results of an empirical study of civil and patriotic self-expression of modern Russian youth. Socio-political transformations in the domestic and foreign policies require a revision of the patriotic education of youth based on basic, national and historical values. Changes in the architecture of interstate relations call for individuals who are ready to defend the priorities of their country in various spheres of life, which is impossible without a conscious civil and patriotic attitude towards the Motherland. The theoretical and methodological basis for the study was the systematic approach developed by Russian researchers B. F. Lomov, V. S. Merlin, V. D. Nebylitsin, A. I. Krupnov and others; a holistic functional concept for the study of personality traits and character traits (Krupnov, 1994), and studies of patriotism (Kudinov 2018; Kudinov 2023; Gavrilushkin 2012; Lutovinov 1997; Potemkin 2009; etc.). We studied civil and patriotic self-expression using the patriogram questionnaire (Kudinov, Potemkin 2008) and an original questionnaire called Indicator of civil and patriotic self-expression. In order to identify the system of value priorities, we used an original Current value orientations questionnaire. In total 163 respondents aged 16-22 years took part in the empirical study, of which 47 were high school students, 82 - university students and 34 - working young people in Moscow. All respondents have Russian citizenship, were born and have lived in Russia since birth, and identify themselves as Russians. The obtained empirical data, followed by mathematical and statistical analysis, made it possible to establish specific features in the expression of current values in the indicated social and status groups of young people. Among schoolchildren, the dominant values recorded were personality-oriented, communicative/emotional and material. For students, the main values were career/pragmatic, status/role, and moral/ethical. Working young people noted material, personality-oriented, and communicative/emotional values as priorities. Analysis of the patriogram established medium and medium-low levels of this quality in all groups of young people. The group of working youth showed the highest results. Analysis of correlation dependencies establish direct statistically significant dependencies between the general level of patriotism and the moral/ethical, civil/patriotic and communicative/emotional values in all the participants. The material and career/pragmatic values demonstrated inverse dependencies. The empirical data obtained indicate the need to improve educational activities aimed at the formation of basic values and the development of patriotism at different stages of education. The study found that a little more than 40% of respondents considered themselves patriots; however, they were not ready to openly demonstrate their patriotic feelings due to various circumstances. On the other hand, more than 50% of participants showed a largely neutral or indifferent attitude towards their country, its history, achievements, traditions and culture.

Publisher
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Number of issue
6
Language
Russian
Pages
261-270
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Keywords
self-expression; patriotism; values; respondents; youth; indicators; самовыражение; патриотизм; ценности; респонденты; молодежь; показатели
Date of creation
01.07.2024
Date of change
01.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/107795/
Share

Other records

Шаталов П.А., Райгородская М.П., Шинкаркина А.П., Мурзаева А.В., Макарчук В.М., Аверинская Д.А., Траспов А.А., Каприн А.Д., Шегай П.В.
Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. Общество с ограниченной ответственностью Издательство Медиа Сфера. Vol. 12. 2023. P. 75-81