Психолого-педагогические основы развития гражданской идентичности в процессе профессионального образования в высшей школе

Формирование и развитие гражданской идентичности - важные задачи системы образования и воспитания молодежи. Современное образование сталкивается с серьезными вызовами и проблемами формирования социальной и гражданской идентичностей у подрастающего поколения. Цель данной статьи - провести теоретический анализ методологических основ формирования гражданской идентичности и представить основные направления и этапы ее развития в учебном и внеучебном образовательном процессе в высшей школe. В содержании статьи обосновывается необходимость научной разработки данного явления на основе психолого-педагогической методологии. Рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности в российских и зарубежных исследованиях. Авторами представлен теоретический анализ понятий «гражданское воспитание» и «гражданская идентичность» как полинаучных и междисциплинарных категорий, на основании которых сконструирована структура гражданской идентичности личности, состоящая из когнитивного, эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов. Новизна исследования состоит в том, что на основании проведенного теоретического анализа в работе выделены и проиллюстрированы в виде модели основные маркеры сформированности гражданской идентичности, ориентация на которые позволяет разработать и внедрить в образовательный процесс воспитательные технологии, сопровождающие развитие гражданской идентичности у современной молодежи. В содержании статьи выделены и обоснованы основные этапы и формы развития гражданской идентичности студентов на разных стадиях обучения. В заключении отмечается, что процесс гражданского самоопределения молодежи является стратегически важной целью формирования безопасности российского государства. Особая роль и миссия в реализации технологии формирования гражданской идентичности отводится преподавателю. Безусловно, для реализации воспитательных технологий необходимо прежде всего работать с педагогическим корпусом представителей высшей школы, с гражданским самосознанием профессорско-преподавательского состава, который формирует и развивает человеческий капитал будущих поколений страны

The formation and development of civic identity are one of the important tasks of the education system and upbringing of youth. Modern education in general faces serious challenges and problems in the formation of social and civic identities among the younger generation. The purpose of this article is to conduct a theoretical analysis of the methodological foundations of the formation of civil identity and present the main directions and stages of its development in the educational and extracurricular educational process in higher education. The content of the article substantiates the need for scientific development of the phenomenon being studied on the basis of psychological and pedagogical methodology. The problems of the formation of civic identity in Russian and foreign studies are considered. The authors present a theoretical analysis of the concepts of “civic education” and “civic identity” as polyscientific and interdisciplinary categories, on the basis of which the structure of a person’s civic identity is constructed, consisting of cognitive, emotional, value and behavioral components. The novelty of the research lies in the fact that, based on the theoretical analysis carried out, the work identifies and illustrates in the form of a model the main markers of the formation of civic identity, focusing on which allows us to develop and introduce into the educational process educational technologies to support the development of civic identity among modern youth. The content of the article highlights and substantiates the main stages and forms of development of students' civic identity at different stages of education. In conclusion, it is noted that the process of civil self-determination of young people is a strategically important goal in shaping the security of the Russian state. A special role and mission for the implementation of the technology for the formation of civil identity is assigned to the teacher. Of course, to implement educational technologies, it is necessary, first of all, to work with the teaching corps of representatives of higher education, with the civic consciousness of the teaching staff, who form and develop the human capital of the country’s future generations.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Инновационный научно-образовательный и издательский центр Алмавест
Number of issue
12
Language
Russian
Pages
48-55
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
Keywords
civic identity; structure of civic identity; students; teachers; higher school; гражданская идентичность; структура гражданской идентичности; студенты; преподаватели; высшая школа
Share

Other records