Введение. В работе отражены основные результаты оценки удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи по эндокринологическому профилю, опираясь на анализ составления социологического портрета пациентов с эндокринными заболеваниями. Актуальность исследования заключается в том, что та система оказания медицинской помощи, которая существует сегодня не справляется с исполнением и реализацией принципов доступности медицинской помощи, причиной этому могут быть и постоянный рост числа заболевших, что ведет к возрастанию потребности населения как в лекарственном обеспечении, так и в кадрах, способных оказать им помощь. Согласно прогнозу мирового медицинского сообщества, к 2045 году более 600 млн людей будут страдать сахарным диабетом. По данным статистики в России сегодня дефицит кадров достиг крайне высоких показателей, так в здравоохранении не хватает около 3 тысяч эндокринологов, специализирующихся на оказании помощи взрослому населению, и более 1000 специалистов детского профиля. Предметом исследования выступают недостатки оказания эндокринологической помощи пациентам, выявленные путем анализа социологического опроса и составления медико-социального портрета пациентов с заболеваниями эндокринной системы. Цель: выявление структуры заболеваний эндокринной системы среди населения Российской Федерации, оценка удовлетворенности пациентов эндокринологического профиля работой амбулаторного и стационарного звена системы здравоохранения. Материалы и методы: социологическое исследование методом анкетирования пациентов с эндокринными заболеваниями. В основе исследования лежали социологический и аналитический методы. Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием пакета прикладных лицензионных программ Statistica for Windows v.10 (StatSoft inc., USA). Результаты. В структуре заболеваний 1-е место занимает сахарный диабет 2 типа (49%), 2-е - заболевания щитовидной железы (29%), по 9%, соответственно, с ожирением и сахарным диабетом 1 типа; 4% пациентов с иными заболеваниями эндокринной системы. По длительности выявленного заболевания у 54% заболевание выявлено более 6 лет назад, у 11% диагноз поставлен впервые, менее 5 лет назад - 23%, и 12% страдают заболеваниями эндокринной системы более 10 лет. 12% имеют I группу инвалидности, 39% - II группу, и 49% - III группу инвалидности. 68% относятся положительно к профилактическим осмотрам. 78% пациентов обслуживаются в медицинской организации по системе ОМС. 72% отмечают значительную поддержку в виде посещения школ для пациентов с заболеваниями эндокринной системы, в частности, это школы диабета, а также организации санаторно-курортного лечения. В целом уровень своего здоровья оценивают как удовлетворительный 58% опрошенных, 42% говорят о том, что у них низкий уровень здоровья. 69% среди опрошенных отмечают ухудшение качества жизни после постановки диагноза. При этом, по мнению опрошенных, систематическое посещение врачей и ведение здорового образа жизни помогло бы значительно улучшить качество жизни. 89% опрошенных первично обратились с жалобами по поводу своего заболевания к участковому терапевту, 57% из них отмечают, что с момента ожидания приема у врача прошло более 8 дней, 38% попали на прием к врачу спустя 4-7 дней и только 5% смогли попасть на прием к специалисту менее, чем через 3-е суток. Отношением лечащего врача остались удовлетворены 59% респондентов, отмечая такие качества как профессионализм, адекватные методы диагностики и лечения, а также заинтересованность в выздоровлении пациента. 61% посещают врача 1-2 раза в год, 23% 3-4 раза в год, 6% более 5 раз в год и 10% посещают специалиста лишь в случае крайней необходимости, менее, чем раз в год. Заключение. Совершенствование оказания эндокринологической помощи населению путем анализа мнения пациентов сегодня является одним из приоритетных направлений политики государства в отношении модернизации системы Здравоохранения. Полученные результаты могут быть использованы при разработке клинических протоколов, нормативно-правовых актов по оказанию эндокринологической помощи, а также внедрены в практическую деятельность амбулаторного и стационарного звена здравоохранения.
Background. The paper reflects the main results of assessing patient satisfaction with the provision of medical care in the endocrinological profile, based on the analysis of the compilation of a sociological portrait of patients with endocrine diseases. The system of medical care that exists today cannot cope with the implementation of the principles of accessibility of medical care, the reason for this may be the constant increase in the number of cases, which leads to higher demand for both drug provision and personnel capable of providing medical assistance. The world medical community forecasts that by 2045 more than 600 million people will suffer from diabetes. Russian statistics says, today the shortage of personnel has reached extremely high levels, so the healthcare sector lacks about 3 thousand endocrinologists and more than 1000 pediatric specialists. The study analyses shortcomings in the provision of endocrinological care, which were identified by analyzing a sociological survey and compiling a medical and social portrait of patients with diseases of the endocrine system. Objective. To identify the structure of endocrine system diseases among the population of the Russian Federation and to assess the satisfaction of endocrine patients with the outpatient and inpatient healthcare system. Methods. The study included the sociological questionnaire survey of patients with endocrine diseases. The research was based on the sociological and analytical methods. Statistical processing of the obtained data was carried out using the Statistica for Windows v.10 application licensed software package (StatSoft inc., USA). Results. In the structure of diseases, the 1st place is occupied by type 2 diabetes mellitus (49%), the 2nd by thyroid diseases (29%), obesity and type 1 diabetes have 9% each; 4% of patients with other diseases of the endocrine system. According to the disease duration, 54% of patients had the disease detected more than 6 years ago, 11% of patients have just had their diagnosis made for the first time, 23% of patients had their diagnosis found less than 5 years ago, and 12% have been suffering from diseases of the endocrine system for more than 10 years. 12% have group I disability, 39% - group II, and 49% - group III disability. 68% are positive about preventive examinations. 78% of patients are served in a medical organization under the CHI system. 72% of patients note significant support in the form of visiting schools for patients with diseases of the endocrine system, these are schools for diabetes, as well as organizing spa treatment. In general, 58% of respondents assess their health as satisfactory, 42% say that they have a low level of health. 69% of respondents noted a deterioration in the quality of life after diagnosis. At the same time, according to the respondents, systematic visits to doctors and maintaining a healthy lifestyle would help to significantly improve the quality of life. 89% of the respondents initially applied with complaints about their illness to the local therapist, 57% of them note that more than 8 days have passed since waiting for an appointment with a doctor, 38% got an appointment with a doctor after 4-7 days, and only 5% were able to get an appointment with a specialist in less than 3 days. 59% of respondents were satisfied with the attitude of the attending physician, noting such qualities as professionalism, adequate diagnostic and treatment methods, as well as interest in the patient's recovery. 61% of patients visit a doctor 1-2 times a year, 23% 3-4 times a year, 6% more than 5 times a year and 10% visit a specialist only in case of emergency, less than once a year. Interpretation. The improvement of endocrinological care to the population through the analysis of patients' opinions is now one of the priority directions of the state policy in relation to the modernization of the health care system. The results obtained can be used in the development of clinical protocols, regulatory acts on endocrinological care, and implemented in the practical work of outpatient and inpatient healthcare.