ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Термин «цифровое поведение», используемый для определения внешне наблюдаемой активности пользователей социальных сетей, используется в отечественной психологии сравнительно недавно и представляет большой интерес для изучения его различных аспектов. В данной статье приводится обзор зарубежной литературы, посвященной изучению индивидуально-психологических и когнитивных особенностей пользователей социальных сетей. В большинстве исследований, направленных на изучение индивидуально-психологических особенностей пользователей, используется методика большой пятерки, отмечается, что именно данная методика наиболее подходит для решения исследовательских задач. Рассматриваются основные гипотезы популярности данной методики в зарубежных исследованиях. Рассматривая когнитивный аспект, большое внимание уделяется влиянию использования социальных сетей на академическую успеваемость респондентов. Интерес к этой теме обусловлен тревогой родителей по поводу чрезмерного использования социальных сетей детьми. В статье рассматриваются основные исследования, посвященные данной теме, и формулируется вывод о том, что само по себе использование социальных сетей не оказывает негативного влияния на успеваемость, важным является только количество времени, которое ученик проводит в социальных сетях. Изучаемые особенности рассматриваются в контексте цифрового поведения и направлены на поиск связей между цифровым поведением и психологическими характеристиками пользователей социальных сетей. Опираясь на выделенные закономерности, проводятся попытки выделения предикторов цифрового поведения.

The term “digital behavior”, used to define the externally observable activity of users of social networks, has been used in Russian psychology relatively recently and is of great interest for the study of its various aspects. This article provides a review of foreign literature devoted to the study of individual psychological and cognitive characteristics of users of social networks. Most studies aimed at studying the individual psychological characteristics of users use the Big Five methodology; it is noted that this particular methodology is most suitable for solving research problems. The main hypotheses for the popularity of this technique in foreign studies are considered. Considering the cognitive aspect, much attention is paid to the impact of the use of social networks on the academic performance of respondents. Interest in this topic stems from parents' concerns about their children's excessive use of social media. The article discusses the main studies on this topic and formulates the conclusion that the use of social networks in itself does not have a negative impact on academic performance; only the amount of time that the student spends on social networks is important. The studied features are considered in the context of digital behavior and are aimed at finding connections between digital behavior and the psychological characteristics of social network users. Based on the identified patterns, attempts are being made to identify predictors of digital behavior.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью Объединенная редакция
Number of issue
11-2
Language
Russian
Pages
90-99
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Keywords
цифровое поведение; социальные сети; когнитивные особенности; индивидуально-психологические особенности; пользователи социальных сетей
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/105644/
Share

Other records