Армения как объект воздействия турецкой политики "мягкой силы": трудности, успехи и перспективы

Несмотря на то что Турция в числе первых признала независимость Армении 24 декабря 1991 г., между странами по сей день так и не установлены дипломатические отношения. В первом десятилетии XXI в. были попытки нормализации отношений, однако они не увенчались успехом. После Второй карабахской войны Турция возобновила старания по нормализации отношений. В статье рассматривается значимость Армении для Турции, представлены инструменты турецкой политики «мягкой силы», отдельный акцент делается на существующих препятствиях, затрудняющих ее продвижение в этой стране. Одной из главных задач данной статьи является попытка оценки эффективности и изучение результатов политики «мягкого» воздействия Турции в Армении. Авторами были исследованы опросы общественного мнения, речи и высказывания политиков, мнения трудовых мигрантов и представителей армянской общины в Турции, публикации в СМИ, научные труды ученых с обеих сторон по данной тематике. Авторами было выявлено, что отсутствие дипломатических отношений не является барьером для политики «мягкой силы». Для достижения своих внешнеполитических целей Турция использует всевозможные инструменты не только «жесткой», но и «мягкой силы», такие как различные фонды, СМИ, армянская диаспора Турции и т.д. Если в других южно-кавказских государствах Анкара проводит политику «мягкой силы» с помощью государственных и негосударственных организаций, то в Армении из-за отсутствия дипломатических отношений только с помощью негосударственных акторов.

Despite the fact that Turkey was among the first to recognize the independence of Armenia on December 24, 1991, diplomatic relations have not been established between the countries to this day. In the first decade of the 21 st century, there were attempts to normalize relations, but they were unsuccessful. After the Second Karabakh War, Turkey resumed efforts to normalize relations. The article discusses the importance of Armenia for Turkey, presents the tools of the Turkish policy of “soft power”, a separate emphasis is placed on the existing obstacles that impede its advancement in this country. One of the main objectives of this article is an attempt to evaluate the effectiveness and research the results of Turkey’s soft impact policy in Armenia. The authors studied public opinion polls, speeches and statements of politicians, opinions of labor migrants and representatives of the Armenian community in Turkey, publications in the media, scientific works of scientists from both sides on this topic. The authors found that the absence of diplomatic relations is not a barrier to the policy of “soft power”. To achieve its foreign policy goals, Turkey uses all kinds of tools not only of “hard” but also “soft power”, such as various funds, media, the Armenian diaspora in Turkey, etc. If in other South Caucasian states Ankara pursues a policy of “soft power” with the help of state and non-state organizations, then in Armenia, due to the lack of diplomatic relations, only with the help of non-state actors.

Publisher
Институт научной информации по общественным наукам РАН
Number of issue
1
Language
Russian
Pages
77-101
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
turkey; Armenia; South Caucasus; foreign policy; "soft power"; турция; армения; южный Кавказ; внешняя политика; "мягкая сила"
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/104840/
Share

Other records