Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются триадой отклонений в виде: искажения процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческих и двигательных стереотипий. Этиология и патогенез заболевания на данный момент не известны, но предполагаются мультифакторные причины этой патологии. Хотя социальные расстройства считаются определяющим признаком, тем не менее двигательные нарушения являются ключевой особенностью РАС. В основе их лежит дефект постурального контроля, который сопровождается замедленным психомоторным развитием, снижением способности к моторной синхронности в раннем детстве, изменением модели набора мышц, нарушением равновесия и походки, постуральной нестабильностью, координационным дефицитом, наличием двигательной диспраксии и других отклонений. Цель исследования. Анализ современных научных данных о двигательных нарушениях при РАС и возможности их коррекции у детей с этой патологией. Материал и методы. Проведен анализ публикаций, содержащихся в базах PubMed и Google Scholar, в которых рассмотрены двигательные нарушения у детей с РАС. Поиск осуществляли по ключевым словам: двигательные нарушения, дети, расстройства аутистического спектра, причины, коррекция. Результаты и заключение. Адаптивная физическая культура при индивидуальных занятиях является одним из доступных и эффективных методов физической реабилитации больных с РАС. В зависимости от характера и степени нарушений речевого и когнитивного развития дети с РАС нуждаются в трех уровнях психологической поддержки, для каждого из которых предложены индивидуальные физические упражнения.
Autism spectrum disorder (ASD) is characterized by triad of abnormalities in the form of developmental distortion with a lack of communicative abilities, behavioral and motor stereotypies. Etiology and pathogenesis of disease currently are unknown, but multifactorial causes of this pathology have been suggested. Although social disorders are considered a defining characteristic, motor disorders are a key feature of ASD. They are based on a postural control impairment, which is accompanied by delayed psychomotor development, reduced ability to motor synchronism in early childhood, modified arrangement of muscles, problems with balance and gait, postural instability, coordination deficiency, presence of motor dyspraxia and other abnormalities. Objective. To analyze current scientific data about motor disorders in ASD and their correction possibilities in children with this pathology. Material and methods. Analysis of publications, contained in PubMed and Google Scholar databases, which give consideration to motor disorders in children with ASD, was carried out. The search was done by keywords: motor disorders, children, autism spectrum disorder, causes, correction. Results and conclusion. Adaptive physical culture during individual training is one of the available and effective methods of physical rehabilitation in patients with ASD. Children with ASD need three levels of psychological support, each of which offers individual exercises, depending on the nature and severity of speech and cognitive impairment.