Двигательные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра: причины возникновения и возможности коррекции

Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются триадой отклонений в виде: искажения процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческих и двигательных стереотипий. Этиология и патогенез заболевания на данный момент не известны, но предполагаются мультифакторные причины этой патологии. Хотя социальные расстройства считаются определяющим признаком, тем не менее двигательные нарушения являются ключевой особенностью РАС. В основе их лежит дефект постурального контроля, который сопровождается замедленным психомоторным развитием, снижением способности к моторной синхронности в раннем детстве, изменением модели набора мышц, нарушением равновесия и походки, постуральной нестабильностью, координационным дефицитом, наличием двигательной диспраксии и других отклонений. Цель исследования. Анализ современных научных данных о двигательных нарушениях при РАС и возможности их коррекции у детей с этой патологией. Материал и методы. Проведен анализ публикаций, содержащихся в базах PubMed и Google Scholar, в которых рассмотрены двигательные нарушения у детей с РАС. Поиск осуществляли по ключевым словам: двигательные нарушения, дети, расстройства аутистического спектра, причины, коррекция. Результаты и заключение. Адаптивная физическая культура при индивидуальных занятиях является одним из доступных и эффективных методов физической реабилитации больных с РАС. В зависимости от характера и степени нарушений речевого и когнитивного развития дети с РАС нуждаются в трех уровнях психологической поддержки, для каждого из которых предложены индивидуальные физические упражнения.

Autism spectrum disorder (ASD) is characterized by triad of abnormalities in the form of developmental distortion with a lack of communicative abilities, behavioral and motor stereotypies. Etiology and pathogenesis of disease currently are unknown, but multifactorial causes of this pathology have been suggested. Although social disorders are considered a defining characteristic, motor disorders are a key feature of ASD. They are based on a postural control impairment, which is accompanied by delayed psychomotor development, reduced ability to motor synchronism in early childhood, modified arrangement of muscles, problems with balance and gait, postural instability, coordination deficiency, presence of motor dyspraxia and other abnormalities. Objective. To analyze current scientific data about motor disorders in ASD and their correction possibilities in children with this pathology. Material and methods. Analysis of publications, contained in PubMed and Google Scholar databases, which give consideration to motor disorders in children with ASD, was carried out. The search was done by keywords: motor disorders, children, autism spectrum disorder, causes, correction. Results and conclusion. Adaptive physical culture during individual training is one of the available and effective methods of physical rehabilitation in patients with ASD. Children with ASD need three levels of psychological support, each of which offers individual exercises, depending on the nature and severity of speech and cognitive impairment.

Authors
Мельников Е.Ю.1 , Ходасевич Л.С.1, 2 , Полякова А.В.3 , Легкая Е.Ф. 4
Publisher
Медиа Сфера
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
54-61
Status
Published
Volume
100
Year
2023
Organizations
  • 1 Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации - филиал ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской реабилитации и курортологии Федерального медико-биологического агентства» в городе Сочи
  • 2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России
  • 3 ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
  • 4 Сочинский институт - филиал ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Keywords
motor disorders; children; autism spectrum disorders; causes; correction; adaptive physical culture; двигательные нарушения; дети; расстройства аутистического спектра; причины; коррекция; адаптивная физическая культура
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/104510/
Share

Other records

Petryaeva A.V., Tkachev A.V., Tkacheva O.L.
Аграрная наука и образование на современном этапе развития. Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. 2023. P. 282-289
Tupichinskii A.S.
МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Комсомольский-на-Амуре государственный университет. 2023. P. 385-387