Роль рефлексии в "процессуальной" этике ал-Хариса ал-Мухасиби

В статье освещается в ракурсе концепта «процессуальности», предложенного А.В. Смирновым, а также в сопоставлении с нравственно-категорическим императивом Канта, понятие «рефлексия» и его место в этическом учении выдающегося иракского суфия (VIII-IX вв.) ал-Хариса ал-Мухасиби. Рефлексия является неотъемлемым компонентом непрерывного наблюдения мистика над своими помыслами и намерениями. Она основной инструмент очищения души и сердца на пути человека к Богу. Используемые в исследовании «дополнительные» инструменты - логико-смысловая теория Смирнова и этическое учение Канта - имеют целью показать принципиальное отличие мировоззренческой парадигмы ал-Мухасиби как представителя афро-азиатской цивилизации от парадигмы, в которой работает Кант как представитель западно-европейской цивилизации. Контрастность двух этик - «процессуальной» (ал-Мухасиби) и «субстанциальной» (Кант как представитель западно-европейской культуры) - выводит нас на теорию четырех типов цивилизационно-специфичной ментальности, разрабатываемой А.В. Парибком. Данная статья может и должна рассматриваться как демонстрация того, как работает метод «ситуативной герменевтики» Р.В. Псху, согласно которому исследователь вправе использовать те интеллектуальные разработки (порой нерелевантные друг для друга), которые помогают ему в лаконичной форме доходчиво и однозначно донести до читателя смысл исследуемого явления (понятия/текста).

The article analises from the perspective of the concept of ‘processuality’ proposed by Andrew Smirnov, as well as in comparison with Kant’s categorical imperative, the concept of ‘reflection’ and its role in the ethical teaching of the outstanding Iraqi Sufi al-Haris al-Muhasibi (VIII-IX centuries). Reflection is an integral component of the mystic’s continuous observation of his thoughts and intentions. The latter is the main tool for cleansing the soul and heart on a person’s path to God. The ‘additional’ tools used in the study are Smirnov’s logical-semantic theory and Kant’s ethical teaching goal is to show the fundamental difference between the ideological paradigm of al-Muhasibi as a representative of Afro-Asian civilization from the paradigm of Kant as a representative of Western European civilization. The contrast of two ethics - ‘procedural’ (al-Muhasibi) and ‘substantial’ (Kant) - leads us to the theory of four types of civilization-specific mentality developed by Andrew Paribok. This article can and should be considered as a demonstration of how the method of Pskhu’ ‘situational hermeneutics’ works, according to which the researcher has the right to use those intellectual theories (sometimes irrelevant to each other) that help him in a concise form to clearly and unambiguously convey to the reader the meaning of the phenomenon under study (concept / text).

Authors
Publisher
Государственный академический университет гуманитарных наук, Катречко Сергей Леонидович
Number of issue
1-2
Language
Russian
Status
Published
Volume
4
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Keywords
reflection; al-Muhasibi; Smirnov's logical-semantic theory; procedural logic; sufism; introspection; jihad; arab-Muslim philosophy; Paribok's theory of civilizational rationalities; procedural ethics; categorical imperative; Pskhu' situational hermeneutics; рефлексия; ал-Мухасиби; логико-смысловая теория Смирнова; процессуальная логика; суфизм; самоанализ; джихад; арабо-мусульманская философия; теория цивилизационных рациональностей Парибка; категорический императив; ситуативная герменевтика Псху
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/103956/
Share

Other records

Смирнов А.В.
Трансцендентальный журнал. Государственный академический университет гуманитарных наук, Катречко Сергей Леонидович. Vol. 4. 2023.