В статье освещаются результаты эмпирического исследования, характеризующие особенности профессиональной самореализации сотрудников судов с разными типами ответственности как профессионально важного качества личности. В теоретическом обосновании статьи проведен краткий обзор исследований по самореализации в контексте проблемы профессионализации личности. Ответственность рассматривается как профессионально важное качество личности, обеспечивающее безотлагательное выполнение профессиональных обязанностей и деловых поручений на высоком качественном уровне. Методологической основой выступили системный подход, разрабатываемый отечественными психологами (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Барабанщиков, А. В. Карпов, А. И. Крупнов, Б. М. Ломов и др.), системно-функциональная концепция исследования свойств личности и черт характера (А. И. Крупнов); полисистемная концепция самореализации личности (С. И. Кудинов). В эмпирическом исследовании приняли участие сотрудники судов, помощники судей и секретари. Статистический анализ результатов эмпирического исследования переменных ответственности с помощью кластерного анализа позволил выделить три кластера. Было установлено, что совокупность конкретных составляющих ответственности и уровень их выраженности образуют активно-ответственный, пассивно-ответственный и формально-ответственный типы проявления профессиональной ответственности у сотрудников судов. Выделенные типы характеризуют качественные индикаторы ответственного поведения специалистов. В результате использования факторного анализа было определено, что разные типы ответственного поведения избирательно соотносятся с показателями самореализации сотрудников судов. Наиболее успешно самореализация в профессиональной деятельности осуществляется у сотрудников судов с активным типом ответственности. Выявленные особенности соотношения профессиональной ответственности и самореализации сотрудников судов в служебной деятельности выступают ключевыми факторами при разработке программ психологического сопровождения специалистов как в период профессионального обучения, так и на разных этапах профессионализации, направленных на развитие личностного ресурса сотрудников и активизацию потенциальных возможностей с целью обеспечения успешности самореализации в профессии.
The article highlights the results of an empirical study characterizing the features of professional selfrealization of court employees with different types of responsibility as a professionally important personality quality. In the theoretical substantiation of the article, a brief review of research on selfrealization in the context of the problem of professionalization of personality is carried out. Responsibility is considered as a professionally important quality of a person, ensuring the immediate fulfillment of professional duties and business assignments at a high quality level. The methodological basis was a systematic approach developed by domestic psychologists K. A. AbulkhanovaSlavskaya, B. G. Ananyev, A. G. Asmolov, V. A. Barabanshchikov, A. V. Karpov, A. I. Krupnov, B. M. Lomov, etc.), a systemfunctional concept of the study of personality properties and character traits (A. I. Krupnov); a polysystem concept selfrealization of personality (S. I. Kudinov). The empirical study was attended by court staff, assistant judges and secretaries. Statistical analysis of the results of an empirical study of responsibility variables using cluster analysis allowed us to identify three clusters. It was found that the totality of specific components of responsibility and the level of their severity form the activeresponsible, passiveresponsible and formallyresponsible types of manifestation of professional responsibility among court employees. The selected types characterize qualitative indicators of responsible behavior of specialists. As a result of the use of factor analysis, it was determined that different types of responsible behavior selectively correlate with indicators of selfrealization of court employees. The most successful selfrealization in professional activity is carried out by employees of courts with an active type of responsibility. The revealed features of the correlation of professional responsibility and selfrealization of court employees in their official activities are key factors in the development of psychological support programs for specialists both during professional training and at different stages of professionalization, aimed at developing the personal resource of employees and activating potential opportunities in order to ensure the success of selfrealization in the profession.