В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей временной перспективы и базисных убеждений студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации. Временная перспектива и базисные убеждения выделены как личностные компоненты, детерминирующие выбор поведения в сетевой коммуникации. Авторами использовались методика «Опросник временной перспективы» П. Г. Зимбардо / Zimbardo Time Perspective Inventory - ZTPI (А. Сырцова, Е. Соколова, О. Митина), «Шкала базисных убеждений» / World assumptions scale - WAS (Р. Янов-Бульман, О. Кравцова), «Опросник установок по отношению к интернету» (Э. Губенко), «Опросник поведения в интернете» (А. Жичкина). Важным результатом исследования являются статистически достоверные взаимосвязи временной перспективы и базисных убеждений студентов со стратегиями сетевой коммуникации. Выявлено, что ориентация на негативное прошлое и фаталистическое настоящее связаны как с тенденцией к интернет-зависимости, так и с направленностью на процесс сетевой коммуникации, который можно охарактеризовать как «проблематичный». В свою очередь, ориентация на временную перспективу будущего и позитивного прошлого, а также наличие убежденности в ценности своего «Я» связана с выбором конструктивной стратегии сетевой коммуникации. В статье даны практические рекомендации для профилактики проблемного пользования интернетом в процессе работы психологической службы. В частности, рекомендуется прорабатывать качество восприятия студентом своего прошлого, обращать его внимание на важность ориентированности на будущее, обучать навыку постановке целей и способности учитывать последствия собственных действий. Рекомендуется проводить тренинги по усилению базисного убеждения в ценности собственного «Я», которое является «ресурсным» в контексте проблематичного пользования интернетом.
The paper presents the results of theoretical and empirical research on the peculiarities of time perspective and basic beliefs of students with different strategies of network communication. Time perspective and core beliefs are highlighted as individual components that determine choice of behavior in network communication. The authors used the methodology «Zimbardo Time Perspective Inventory - ZTPI), (A. Sircova, E. Sokolova, O. Mitina), «World assumptions scale - WAS» by Ronnie Yanov Bulman (O. Kravtsova), «Questionnaire of attitudes towards the Internet» (E. Gubenko), Internet Behavior Questionnaire (A. Zhichkina). The important result of the study is the statistically reliable relationships between the time perspective and basic beliefs of students and the strategies of online communication. It has been shown that the orientation towards the negative past and the fatalistic present are related both to the trend towards Internet dependence and to the orientation towards the process of network communication, which can be characterized as «problematic». In turn, the orientation towards the time perspective of the future and positive past, as well as the belief in the value of own «Self» is connected with the choice of constructive strategy of network communication. The article gives practical recommendations for the prevention of problematic use of the Internet, during the work of the psychological service. In particular, it is recommended to work out the quality of the student's perception of his past, pay the student's attention to the importance of focusing on the future, teach the skill of setting goals and the ability to take into account the consequences of his own actions. It is recommended to conduct trainings to strengthen the basic belief in the value of one's own self, which is «resource» in the context of problematic Internet use.