Образовательный потенциал системы WhatsApp при обучении русскому языку как иностранному

В статье рассматривается система мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp как современное дополнительное средство электронного обучения. Цель исследования состоит в анализе возможностей применения системы WhatsApp при обучении русскому языку как иностранному и определении значимости данной системы для формирования и развития у иностранных студентов коммуникативной компетентности. Методологическую основу исследования составили анализ современных информационно-коммуникационных технологий, применяемых в образовательном процессе; анализ научно-методической литературы по теме и обобщение опыта коллег, работающих в электронной среде. Эмпирическая база исследования эффективности применения WhatsApp в образовательном процессе создавалась нами на протяжении 6 лет. В исследовании приняли участие 72 человека - это иностранные слушатели факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов, будущие студенты-медики, ординаторы и аспиранты медико-биологического профиля. В статье представлен анализ функциональной составляющей приложения WhatsApp в учебном процессе и продуктивности учебной деятельности с применением WhatsApp. По результатам наблюдения и практической деятельности дано обоснование целесообразности данного мессенджера и определен этап его введения в учебный процесс; ограничен объем работы, связанной с использованием системы WhatsApp в учебном процессе; проведено наполнение учебной группы WhatsApp лингводидактическим материалом; определена система заданий, направленных на успешное внедрение приложения WhatsApp в учебный процесс. Обобщен лингводидактический потенциал системы WhatsApp при обучении русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки, определено место приложения в традиционной обучающей среде, обоснованы преимущества использования WhatsApp как дополнительного средства электронного обучения.

The article discusses the cross-platform messaging service WhatsApp as an additional modern means of e-learning. The purpose of the research is to analyze the possibilities of using WhatsApp in teaching Russian as a foreign language and determine the significance of this service for the formation and development of international students' communicative competence. The methodological basis of the research is the analysis of modern information and communication technologies used in the educational process; analysis of scientific and methodological literature on the topic and generalization of experiences of colleagues working in the electronic environment. We have been creating an empirical base for studying the effectiveness of WhatsApp in the educational process for six years. The study involved 72 participants, including international students of the Faculty of Russian language and General Education Disciplines of The Peoples' Friendship University of Russia, future medical students, residents and postgraduate students in Biological sciences. The article presents an analysis of both of the functional component of the WhatsApp application in the educational process and the productivity of educational activities using WhatsApp. According to observations and practical activities' results, the rationale for the expediency of this messenger was given, and the stage of its introduction in the educational process was defined. A limited amount of work associated with the use of WhatsApp in the educational process was performed. The WhatsApp study group was given with lingua-didactic materials, and the system of tasks aimed at the successful implementation of the WhatsApp application in the educational process was defined. The article summarizes the linguistic and didactic potential of WhatsApp in teaching Russian as a foreign language at the stage of pre-University training, defines the application's place in the traditional learning environment, and substantiates the advantages of using WhatsApp as an additional e-learning tool.

Journal
Publisher
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
162-177
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
an as a foreign language; e-Learning; WhatsApp in the educational process; русский язык как иностранный; электронное обучение; WhatsApp в образовательном процессе
Share

Other records

Воротынцева Т.М.
Вестник Российской таможенной академии. Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Российская таможенная академия". 2023. P. 29-36