Масштабы и направления образовательной миграции тувинской молодёжи

В работе рассматривается внутрироссийская миграция молодого населения Тувы, связанная с получением высшего образования. Отмечается преимущественно возвратный характер межрегиональной образовательной миграции. Направления перемещений мигрантов изучены на основе изучения нетрадиционных источников данных: цифровых следов 3090 пользователей социальной сети «ВКонтакте», указавших в качестве места рождения или окончания школы населённые пункты республики; сведений Министерства образования Республики Тыва о местах обучения 1282 студентов, получавших высшее образование в 2021-2022 учебном году (поступление в 2016-2021 гг.) в рамках целевой программы подготовки кадров. Выявлено, что чаще всего высшее образование жители республики получают в Тувинском государственном университете, расположенном в столице региона. Значение Кызыла как центра высшего образования имеет черты сходства с организацией внутрирегиональной миграции в соседних республиках - на Алтае и в Хакасии. Территориальное распределение контингента межрегиональных мигрантов характеризуется высокой долей сибирских регионов (Красноярский край, Новосибирская, Томская области), а также Москвы. Сопоставление двух источников информации об образовательной миграции позволяет увидеть более точную картину. География миграции студентов из Тувы, выявленная на основе цифровых следов, характеризуется большим разнообразием, чем обучающихся по целевым направлениям. Факторы, повлиявшие на сложившееся распределение: территориальная доступность вузов других субъектов РФ, отставание в уровне социально-экономического развития Тувы по сравнению с большинством российских регионов, ограниченная сеть высших учебных заведений в республике.

The article examines the internal migration of young Tuvans within Russia, which is attributed to acquiring higher education. It is noted that interregional educational migration is predominantly recurrent. We have studied the directions of migration flows using non-traditional sources of information. One of them comprises digital traces of 3,090 VK users who indicated locations in the Republic as their birthplaces or settlements where they had finished school. In addition, we use the data provided by the Ministry of Education of the Republic of Tuva on the places where 1,282 students were obtaining higher education in the 2021/2022 academic year (admissions in 2016-2021) within the framework of the purpose-oriented program for training human resources. Tuvan State University is located in the capital of the region and turns out to be the most popular university among the residents of the Republic. The significance of Kyzyl as a center of higher education is similar to those of the capital cities of the neighboring Altai Republic and the Republic of Khakassia in terms of organizing intraregional migration. Siberian regions (Krasnoyarsk Krai, Novosibirsk and Tomsk Oblasts) as well as Moscow are considered to be the main directions of the interregional migration flows. Comparing the two sources of information on educational migration provides a more accurate picture. The geographies of students’ migration from Tuva, identified on the basis of their digital footprints, are characterized by a greater diversity in comparison with those of the students involved in the targeted training program. The current distribution is influenced by territorial accessibility of HEIs in other subjects of the Russian Federation, the lower level of socio-economic development of Tuva compared to most Russian regions and a limited number of higher education institutions in the Republic.

Authors
Чернышев К.А. 1, 2 , Митягина Е.В.1, 3 , Чернышева Н.В.1 , Петров Е.Ю.1, 4
Publisher
Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна
Number of issue
2
Language
Russian
Pages
70-83
Status
Published
Year
2023
Organizations
  • 1 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Вятский государственный университет
  • 4 Томский государственный университет
Keywords
Republic of Tuva; Internal Migration; educational migration; youth migration; Kyzyl; population of Tuva; digital footprints; social networks; республика Тыва; внутренняя миграция; образовательная миграция; миграция молодежи; кызыл; население Тувы; цифровые следы; социальные сети
Share

Other records

Мельников Т.Н., Москвина А.С., Третьяков А.Л.
Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Московский психолого-социальный университет. 2023. P. 1047-1056