В работе рассматривается педагогическая периодическая печать Харьковского учебного округа в период с 1860 по 1917 гг. В качестве источников была привлечена разнообразная справочно-энциклопедическая литература, а также материалы дореволюционной периодической печати. Среди первых находятся энциклопедические и справочные труды, касаемые темы исследования, а среди вторых - материалы дореволюционной периодической печати (например, «Журнал учителя» и «Вестник внешкольного образования»). В методологии исследования важное значение имеют историко-хронологический метод и метод контент-анализа. Применение этих методов позволило из значительного массива периодических изданий выявить издания, относящиеся к теме исследования, и рассмотреть процесс развития педагогической периодической печати на территории Харьковского учебного округа в исторической ретроспективе. В заключении авторы отмечают, что в период с 1860 по 1917 гг. на территории Харьковского учебного округа в разное время издавались 11 педагогических журналов. Опыт открытия педагогических журналов имелся практически во всех губерниях и областях Харьковского учебного округа, исключение составляла только Курская губерния. При этом опыт открытия профессиональной периодической печати был разным. Так, все три журнала, созданные в Новочеркасске в период Первой русской революции, носили, по сути, антиправительственный характер и сколько-нибудь долго просуществовать не могли. С коротким периодом издания был и «Тамбовский народный учитель» (выпущено 2 номера). Все остальные журналы либо просуществовали длительный период времени, например, «Филологические записки» (1860-1917 гг.), «Циркуляр по Харьковскому учебному округу» (1861-1916 гг.), либо были закрыты уже в условиях Первой мировой войны («Наука и школа», «Известия по народному образованию Воронежской губернии» и «Вестник внешкольного образования»).
The paper considers the pedagogical periodical press of the Kharkiv educational district in the period from 1860 to 1917. There were used as sources various reference and encyclopedic literature, as well as materials of the pre-revolutionary periodical press. Among the first there are encyclopedic and reference works related to the research topic, and among the second are materials of the pre-revolutionary periodical press (for example, “Zhurnal uchitelya” and “Vestnik vneshkol'nogo obrazovaniya”). In the research methodology, the historical-chronological method and the method of content analysis are of great importance. The use of these methods made it possible to identify publications related to the research topic from a significant array of periodicals and to consider the process of development of pedagogical periodicals on the territory of the Kharkiv Educational District in historical retrospect. In conclusion, the authors state that in the period from 1860 to 1917, 11 pedagogical journals were published at different times on the territory of the Kharkiv Educational District. The experience of opening pedagogical journals was available in almost all provinces and regions of the Kharkiv educational District, with the exception of only the Kursk province. At the same time, the experience of opening a professional periodical press was different. Thus, all three journals created in Novocherkassk during the First Russian Revolution were, in fact, anti-government in nature and could not exist for any length of time. With a short period of publication, there was also a “Tambovskii narodnyi uchitel'” (2 issues were released). All other journals either existed for a long period of time, for example, “Filologicheskie zapiski” (1860-1917), “Tsirkulyar po Khar'kovskomu uchebnomu okrugu” (1861-1916), or were closed already in the conditions of the First World War (“Nauka i shkola”, “Izvestiya po narodnomu obrazovaniyu Voronezhskoi gubernii” and “Vestnik vneshkol'nogo obrazovaniya”).