Писатель, создающий художественное произведение, с помощью невербальных средств помогает читателю представить своих героев в процессе общения: показать их эмоциональное состояние, особенности характера, отношение к другим героям и т.д. В статье на примере рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» рассмотрена роль невербальной коммуникации в художественном произведении. Уделяется внимание анализу тех невербальных средств, с помощью которых А.П. Чехов реализует индивидуально-психологическую и социальную характеристики персонажа, раскрывает его отношение к другим героям. Объектом исследования являются лексические единицы, отражающие компоненты невербальной коммуникации, и их функционирование в художественном тексте. Предмет исследования составили языковые средства описания различных способов проявления невербального поведения. В работе изучены такие невербальные средства, как визуальные, тактильно-кинестезические и акустические, рассмотрено, как А.П. Чехов, передавая внешность героя, его жесты, мимику, телодвижения, звуки и интонацию голоса, отражал внутренний мир героя, его социальную роль и отношение к другим персонажам. В качестве методов исследования были использованы: метод сплошной выборки невербальных средств из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», метод анализа словарных дефиниций. Новизна работы заключается в том, что в ней представлен функциональный анализ невербальных средств коммуникации, встретившихся в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон», исследование того, как с помощью невербальных средств осуществляются психологические и социальные характеристики героя, раскрывается его отношение к другим персонажам. Каждая из функций невербальных средств сопровождается примером.
A writer who creates a work of fiction, using non-verbal means, helps the reader to imagine his characters in the process of communication: to show their emotional state, character traits, attitude to other characters, etc. The article examines the role of nonverbal communication in a work of fiction using the example of A.P. Chekhov's story "Chameleon". Attention is paid to the analysis of those nonverbal means by which A.P. Chekhov implements the individual psychological and social characteristics of the character, reveals his attitude to other heroes. The object of the study is lexical units reflecting the components of nonverbal communication and their functioning in a literary text. The subject of the study was the linguistic means of describing various ways of displaying nonverbal behavior. The paper studies such nonverbal means as visual, tactile-kinesthetic and acoustic, examines how A.P. Chekhov, conveying the appearance of the hero, his gestures, facial expressions, body movements, sounds and intonation of the voice, reflected the inner world of the hero, his social role and attitude to other characters. The following research methods were used: the method of continuous sampling of nonverbal means from A.P. Chekhov's story "Chameleon", the method of analyzing dictionary definitions. The novelty of the work lies in the fact that it presents a functional analysis of nonverbal means of communication encountered in A.P. Chekhov's story "Chameleon", a study of how psychological and social characteristics of the hero are carried out with the help of nonverbal means, his attitude to other characters is revealed. Each of the functions of nonverbal means is accompanied by an example.