Местное самоуправление в России на распутье: динамика конституционной доктрины и правового регулирования

В статье исследуется специфика подхода к местному самоуправлению в Российской Федерации с учетом текущих изменений в правовом регулировании рассматриваемого института и трактовки его места и роли в системе публичной власти в решениях Конституционного суда РФ. По мнению авторов, местное самоуправление, несмотря на декларированную в Конституции РФ организационную и функциональную автономию от механизма государственной власти, должно рассматриваться как часть единой системы публичной власти, поскольку иное не только не отражает объективные условия социально-экономического, политического и правового развития российского государства и общества, но и не находит ни исторического подтверждения, ни аналогов в зарубежном опыте. Утверждение местного самоуправления в единой системе публичной власти предполагает более тесное и налаженное взаимодействие государственного и муниципального уровня по решению вопросов местного значения и общегосударственных задач. Последнее также должно способствовать позиционированию местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента федеративных отношений, что важно для развития как самих муниципальных институтов, так и федерализма в целом. Подчеркивается, что в силу своей политико-правовой природы местное самоуправление требует развития форм непосредственной демократии, привлечения граждан к участию в решении местных вопросов, благоустройству и развитию территорий проживания. Текущая профессионализация механизма управления на общемуниципальном уровне, с ограниченным участием в соответствующих процессах представителей государства, должна сопровождаться развитием форм самоуправления и участия населения в решении местных вопросов на локальном, субмуниципальном уровне.

The article examines the specificity of the approach to local government in the Russian Federation in light of current changes in legal regulation of the institution, as well as the interpretation of the place and role of local government in the system of public authority, determined by the decisions of the Russian Constitutional Court. The authors maintain that despite the organizational and functional autonomy from the mechanism of state power declared in the Russian Constitution, local government should be considered as part of a unified system of public authority, since the opposite neither reflects the objective conditions of the socio-economic, political and legal development of the Russian state and society, nor find any historical confirmation or similarities in foreign experience. The affirmation of local government’s place within a unified system of public authority presupposes a closer and well-coordinated interaction of the state and municipal levels in addressing issues of both local and national importance. The latter should also contribute to the positioning of local government as a standalone element of federative relations, which is important both for the development of municipal institutions themselves and federalism as a whole. At the same time, the authors stress that by virtue of its political and legal nature, local government requires the development of direct forms of democracy, involvement of citizens in solving local issues and the improvement of territories where citizens reside. Accordingly, the current professionalization of the governance mechanism at the general municipal level, with limited participation in the relevant processes of state representatives, should be accompanied with the development of forms of self-government and public participation at the local, submunicipal, level.

Авторы
Чихладзе Л.Т. 1, 2 , Ларичев А.А.3
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
273-292
Статус
Опубликовано
Том
11
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московский государственный областной университет
  • 3 Всероссийский государственный университет юстиции
Ключевые слова
местное самоуправление; публичная власть; организационная и функциональная автономия; конституционная доктрина; профессионализация; федеративные отношения; народовластие; local government; public authority; organizational and functional autonomy; constitutional doctrine; professionalization; federative relations; democracy
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/68589/