Типология исторической памяти о Второй мировой войне: методологические аспекты изучения (на примере студенчества РУДН)

Изучение массового сознания - одна из наиболее актуальных социологических проблем. Историческая память выступает частью массового сознания и очевидно, что историческая память об одном и том же событии будет иметь специфику в зависимости от социума. Память о Второй мировой войне в настоящий момент выступает объектом манипулирования со стороны политических сил в разных странах с целью изменить общественное мнение в пользу заинтересованных сторон. Особенно таким манипуляциям подвержена молодежь. Студенческая молодежь к тому же является реактивной силой общества и может впоследствии воспринятые влияния перевести в действия. Изучение исторической памяти, которой обладает интернациональное студенчество, дает уникальную возможность получить представления о взглядах на Вторую мировую войну в масштабе всего мира и создать их типологию. В статье приводится вариант типологии исторической памяти, основанный на классической структуре социальной установки и состоящий из аффективного (взгляды на справедливость итогов войны), когнитивного (знания основных вех войны) и поведенческого компонентов (знание и посещение памятных мероприятий по случаю окончания войны и наличие семейных историй). Всего выделено девять типов исторической памяти. Самый большой процент респондентов обладает эмоционально-историческим типом памяти, формально-историческим и «беспамятством». Если не учитывать «беспамятство», доля которого ниже среди российских студентов, у иностранных студентов преобладают эмоционально-исторический и формально-исторический типы памяти, а среди российских студентов - формально-исторический и ценностно-исторический типы. В статье показано, как был выделен каждый тип памяти. В этом смысле она может быть полезна методологам и специалистам в области социологии истории.

The study of mass consciousness is one of the most pressing sociological issues. Historical memory is a part of mass consciousness, and it is obvious that the historical memory about any event has its specifics in different societies. Today memories about the World War II became an object of manipulation for various political forces that aim at changing public opinion in favor of particular parties, and the youth is especially affected by such influence. The student youth is a reactive social force and can subsequently transfer such influence into actions. Therefore, the study of the international students' types of historical memory provides a unique opportunity to reveal the global perception of the World War II. The article presents a typology of historical memory based on the classical structure of social attitude as consisting of affective (views on the justice of the war results), cognitive (knowledge of the war milestones) and behavioral components (knowledge and participation in commemorative events, and family stories). There are nine types of historical memory: personal-historical, dispositional, formal-historical, emotional-historical, fragmentary-historical, mythological-historical, subjective-historical, value-historical, ‘lack-of-memory'. The majority of students have an emotional-historical, formal-historical types and ‘lack-of-memory'. Without ‘lacking-memory' students, the share of which is smaller among Russian students, foreign students have mainly an emotional-historical and formal-historical types of memory, while Russian students rather formal-historical and value-historical types. The article explains the way for identifying types of memory. Thus, it can be useful for methodologists and researchers in sociology of history.

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
292-306
Статус
Опубликовано
Том
20
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Ключевые слова
World War II; historical memory; russian students; foreign students; reconstruction of history; falsification of history; вторая мировая война; историческая память; российские студенты; иностранные студенты; реконструкция истории; фальсификация истории
Дата создания
02.11.2020
Дата изменения
02.11.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/67422/
Поделиться

Другие записи

Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В., Сунгурова Н.Л.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 20. 2020. С. 394-404