Самоизоляция в период пандемии COVID-19: обыденный дискурс о новом социальном феномене в среде студенческой молодежи

Пандемия COVID-19 явилась первым опытом для большей части населения планеты, когда появилось новое заболевание, быстро распространившееся по континентам, представляющее глобальную угрозу, которой противопоставляются беспрецедентные меры полной самоизоляции. Изучение особенностей повседневного дискурса студенческой молодежи об этом новом социальном явлении оказывается в фокусе данного исследования, реализованного в рамках теории социальных представлений. Исследование проводилось в два временных промежутка, соответствующих двум «волнам» пандемии COVID-19 в России («первая волна» - с 18 июня по 10 июля 2020 г., «вторая волна» - с 12 октября по 18 ноября 2020 г.). В исследовании принимали студенты российских вузов в возрасте от 17 до 27 лет (275 человек, 9,5 % мужчин). Основной метод исследования - опрос в варианте онлайн анкетирования; основной инструмент - методика свободных ассоциаций. Сравнение структуры и содержания социальных представлений о новом социальном явлении (самоизоляции) на разных этапах пандемии в среде студенческой молодежи позволило зафиксировать их зарождение и динамику: оппозиция между добровольностью и принуждением была характерна для обыденного понимания самоизоляции в самом начале пандемии, далее ключевыми оказываются психологические переживания, ассоциированные с пандемией и вызванной ею самоизоляцией, которая, в целом, понимается студентами как поиск «плюсов» в ситуации вынужденных ограничений.

The COVID-19 pandemic was the first experience for the largest part of the world's population of a new disease that spread rapidly across continents, a global threat to which unprecedented restrictive measures were elaborated. The purpose of the study was to analyse the everyday discourse on self-isolation among student youth based on the Theory of Social Representations. The study was conducted in two time periods corresponding to two “waves” of the COVID-19 pandemic in Russia (“first wave”: from 18, June to 10, July, 2020, and “second wave”: from 12, October to 18, November, 2020). The sample included 275 Russian university students (9.5 % male) aged 17 to 27 years. The main tool to reveal the social representations was free associations technique. The survey was conducted in online format via Google-forms. Comparison of the structure and content of social representations on self-isolation as a new social phenomenon at different stages of the pandemic made it possible to reveal their emergence and dynamics among student youth: (1) the opposition between voluntariness and coercion was characteristic of the everyday understanding of selfisolation at the very beginning of the pandemic, and (2) psychological experiences associated with the pandemic and the self-isolation caused by it turn out to be key further. In general, research findings show that self-isolation is understood by university students as a search for “pluses” in a situation of forced restrictions.

Авторы
Новикова И.А. 1 , Новиков А.Л. 1 , Сачкова М.Е.2 , Дворянчиков Н.В.3 , Березина Е.Б.4 , Бовина И.Б.3
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
544-566
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • 3 Московский государственный психолого-педагогический университет
  • 4 Университет Санвея
Ключевые слова
pandemic; covid-19; self-isolation; social representations theory; structure of social representation; everyday discourse; university students; пандемия COVID-19; самоизоляция; теория социальных представлений; гипотетическая структура социальных представлений; обыденный дискурс; студенческая молодежь
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Yuhan, Lazareva O.V., Barov S.A., Vered V.T.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 15. 2024. С. 457-473
Мосяков Д.В., Шпаковская М.А., Понька Т.И., Данилов В.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 24. 2024. С. 181-191