
 

71 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГАЗЕТЫ «АВС» 
В ПОДДЕРЖКУ МОНАРХИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ИСПАНИИ 

НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ РЕЖИМА ФРАНКО 

И.Б. Болдырева 

Кафедра теории и истории журналистики 
Российский университет дружбы народов 

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 

В статье анализируется информационная политика ежедневной испанской газеты «АВС» 
в последние годы диктатуры Франсиско Франко. 

Ключевые слова: «АВС», ежедневная газета, монархия, Дон Хуан де Бурбон, Луис Мария 
Ансон, падение режима. 

В начале ХХ в. в Испании выходило 309 ежедневных газет, 36 из которых — 
в Мадриде, многие из них являлись общественно-политическими изданиями. Од-
нако в этот период начинают формироваться «предпринимательские газеты» или 
«газеты промышленников», которые заявляли о независимости своей редакцион-
ной политики. 

К этому периоду относится процесс превращения изданий из идеологически 
зависимых от политических партий, движений или влиятельных политических 
фигур в газету-предприятие, существовавшую как вид бизнеса за счет реализации 
тиража или рекламы, с широким энциклопедическим выбором тематик и направ-
лений, который мог удовлетворить самые разнообразные запросы читательской 
аудитории. Однако граница, отделявшая информацию от мнения, была все еще 
весьма призрачна. «Разница между идеологическими газетами и изданиями пред-
принимательского толка (находившимися на самоокупаемости) не означает, что 
последние не принимали сторону той или иной политической силы. Крупные еже-
дневные газеты имели свой идеологический оттенок и, в некоторых случаях, на из-
дание ощущалось влияние какой-либо партии или политика» [4. P. 36]. 

В начале ХХ в. на рынке мадридской прессы появилось несколько значитель-
ных «газет-предприятий», чья популярность объяснялась заявленной ими инфор-
мационной независимостью. Среди них выделялись: «Эль Импарсиаль» («El Im-
parcial» — «Беспристрастный»), утренняя ежедневная газета, основанная в 1897 г., 
имевшая либеральную направленность и наиболее высокий тираж; «Ла Коррес-
понденсиа де Испанья» («La Correspondencia de España» — «Почта Испании») — 
самая старая мадридская вечерняя газета, выходившая с 1859 г.; «Эральдо де Мад-
рид» («Heraldo de Madrid» — «Вестник Мадрида») — независимое вечернее из-
дание, выпускавшееся с 1890 г. и «Эль Либераль» («El Liberal» — «Либерал») — 
утренняя республиканская газета, основанная в 1879 г. В условиях данного пери-
ода развития и становления независимой печати в испанской прессе возникло еще 
одно новое издание — газета «АВС». 

Издание «АВС» — ежедневная газета Испании, которая с момента ее созда-
ния и по настоящее время защищает интересы монархии и придерживается кон-



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2009, № 3 

72 

сервативной идеологии. Периодическое издание было основано 1 января 1903 г. 
Торкуато Лукой де Тена, одним из виднейших испанских журналистов рубежа 
XIX—XX вв., профессиональная деятельность которого в немалой степени спо-
собствовала становлению современной прессы Испании, обновив и дополнив ее 
технический, художественный и культурный аспекты. 

После начала Гражданской войны в Испании в 1936 г. правительство Народ-
ного фронта экспроприировало газету. Таким образом, во время войны в свет вы-
ходило два разных издания под названием «АВС», одно из которых выпускалось 
в Мадриде республиканцами, а другое — в Севильи — франкистами. По оконча-
нии Гражданкой войны газета «АВС» была возвращена ее законным владельцам 
и вновь стала самым продаваемым ежедневным изданием в Испании. А ее прило-
жение «Культураль» («Cultural» — «Культура») стало одним из самых читаемых 
изданий послевоенного периода, благодаря превосходным рецензиям и статьям, 
публиковавшимся на его страницах. 

На протяжении всего ХХ в. газета «АВС» была одним из лучших ежеднев-
ных изданий по качеству написания статей и по числу именитых колуммунистов, 
публиковавшихся на ее страницах, среди них Валье-Инклан, Асорин, Хосе Мария 
Пеман, Педро Хота Рамирес, Карлос Луис Альварес — «Кандидо», Хайме Кампа-
мани. В настоящее время с газетой сотрудничают такие известные испанские жур-
налисты и писатели, как Хуан Мануэль де Прада, Антонио Бургос, Мануэль Мар-
тин Ферранд, Карлос Эррера, Эрманн Тэртч и Игнасио Камачо. В юмористическом 
разделе газеты постоянно помещались работы Мартина Моралеса и Антонио Мин-
готэ, признанного в Испании «маэстро» графического юмора, который публико-
вал авторские карикатуры на страницах «АВС» с 1953 г. Хосе Луис Мартин Мэна 
сотрудничал с газетой до самой смерти в марте 2006 г. 

Во время диктатуры Франко газета «АВС» долгое время находилась в упадке, 
но обрела вторую жизнь после смерти диктатора, заняв второе место после «Эль 
Паис» («El País» — «Страна»), под руководством Луиса Мария Ансона, который 
в 1996 г. был удостоен звания действительного члена Испанской Королевской Ака-
демии, что стало официальным признанием вклада «АВС» в развитие современ-
ного испанского языка. 

В настоящее время газета «АВС» придерживается традиционной идеологии 
консерватизма и большую часть публикуемых материалов посвящает описанию 
жизни и деятельности королевской семьи, являющейся основой испанской монар-
хии, что способствует формированию у граждан Испании чувства национального 
самосознания и единения. 

Уже более ста лет «АВС» на своих страницах постоянно отражает и защи-
щает интересы испанской короны, превратившись в одно из авторитетных изда-
ний страны. «АВС» доказывала свою приверженность испанской монархии с ян-
варя 1903 г., когда впервые появилась в продаже в качестве еженедельника, пре-
вратившегося в июне 1905 г. в ежедневную газету. 

На протяжении более чем векового существования издание неизменно сохра-
няло верность монархическим принципам. Так, 21 июля 1966 г. по приказу офи-



Болдырева И.Б. Информационная политика газеты «АВС» в поддержку монархического режима... 

 73 

циальных властей из продажи были изъяты экземпляры газеты «АВС». Причиной 
этому послужило недовольство генерала Франсиско Франко статьей редактора 
одного из разделов «АВС» Луиса Марии Ансона под названием «Монархия для 
всех» [7. P. 3]. 

Статья была помещена на знаменитой третьей странице газеты — «ла терсе-
ра» (la tercera — третья) — под таким названием она была известна среди журна-
листов, интеллектуалов, представителей предпринимательских, политических кру-
гов и других групп населения. Луис Мария Ансон являлся не только журналистом, 
но и влиятельным политическим обозревателем, сторонником реставрации испан-
ской монархии в лице Хуана де Бурбона, графа Барселоны, сына и наследника пре-
стола последнего короля Испании Альфонсо XIII. 

В статье автор писал, что «монархия — это система, которая отвечает самым 
передовым требованиям современного политического общества, и не только 
не препятствует прогрессу и свободе, а, наоборот, максимально способствует их 
развитию» [7. P. 3]. Мария Ансон обращает внимание читателей на то, что «вся ан-
тимонархическая пропаганда, распространяемая в Испании определенными груп-
пами демагогов, имеющих более или менее тоталитарные взгляды, и неумело пред-
ставленная в «живописных» кинокартинах с напудренными маркизами, ригодона-
ми и эксплуатацией народа, рассыпаются, подобно замкам из песка, сталкиваясь 
с реалиями современной Европы». И в заключение автор добавляет: «в Испании 
все политические дороги ведут к монархии Дона Хуана, которая является монархи-
ей на европейский лад, демократической монархией в лучшем смысле этого сло-
ва, народной монархией, монархией для всех» [7. P. 3]. 

В статье Луис Мария Ансон затрагивает злободневную проблему, обсужда-
емую всей Испанией: смена руководителя страны, генерала Франко, которому 
на тот момент исполнилось 73 года, 30 из которых он находился у власти. Однако 
изъятие из продажи нереализованных экземпляров «АВС», где была опубликована 
статья Ансона, стало прямым доказательством того, что глава государства не был 
готов принять тот факт, что его приемником станет Дон Хуан. Широко известен 
факт, что в 1936 г., когда в Испании началась Гражданская война и Дон Хуан пред-
ложил Франко сражаться «по одну сторону баррикад», генерал отказался от помо-
щи монаршей особы, мотивируя это тем, что Его Величество не должен подвер-
гать свою жизнь опасности, поскольку однажды придет время, когда Дон Хуан 
будет нужен испанцам в качестве короля. 

Генерал Франко считал, что Дон Хуан, проживавший тогда в швейцарском 
городе Лозанна и утвердивший Закон о печати в 1945 г., предоставлявший свободу 
слова в Испании, таким образом занял позицию, противоположную режиму фран-
кистской диктатуры. Однако данный факт «неповиновения» ни в какое сравнение 
не шел с попыткой нарушения Закона о передаче полномочий главы государства, 
принятого генералом, в котором уже было прописано, каким должен быть режим 
в стране после ухода Франко. 

Статья Ансона, в которой кандидатура Дона Хуана де Бурбона предлагалась 
на пост следующего руководителя государства после диктаторского режима Фран-



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2009, № 3 

74 

ко, не на шутку взволновала испанское общество. С целью предотвратить тот от-
клик, который нашла публикация в сердцах и умах испанского народа, правитель-
ство Франко арестовала часть тиража «АВС», что явилось первой конфискацией 
периодического издания в Испании с момента принятия Закона о печати. 

Изъятие из продажи газеты «АВС» вызвало в испанском обществе грандиоз-
ный скандал, а крупнейшие информационные агентства «Reuters», «United Press», 
«Associated Press» и «France Press» распространили информацию о случившемся 
по всему миру. Проданные ранним утром газеты со статьей Ансона были скопи-
рованы и размножены различными людьми в количестве нескольких тысяч экзем-
пляров. Мужчины и женщины всех возрастов, представители всех слоев населения 
перечитывали статью, передавали ее из рук в руки, обсуждали и комментировали 
на работе, в университетах, на станциях метро, на заводах и в других местах. Ис-
панский журналист Хосе Антонио Новиас, корреспондент парижской газеты «Le 
Monde», так прокомментировал сложившуюся в Испании ситуацию: «Если изъятие 
из продажи газеты „АВС“ имело своей целью уменьшение числа потенциальных 
читателей статьи Ансона, то необходимо отметить, что полученный результат ока-
зался диаметрально противоположным ожидаемому: многочисленные копии 
статьи циркулируют на фабриках и заводах Мадрида и Барселоны, т.е. в тех мес-
тах, где газету испанской буржуазии обычно не читают» [11]. 

Министр информации и туризма Испании Мануэль Фрага Ирибарне, «отец» 
испанского Закона о печати, записал в своем дневнике: «Это первая серьезная не-
приятность с момента принятия Закона о печати... Блюститель общественного по-
рядка не сомневался ни минуты, выдавая разрешение на арест газеты. Реакция бы-
ла очень серьезной, чего и следовало ожидать» [2. С. 176]. 

Официальная проправительственная пресса невероятно быстро отреагировала 
на статью Ансона. Вечерняя газета «Пуэбло» («Pueblo» — «Народ»), печатный ор-
ган объединения профсоюзов, 21 июля, в тот же день, опубликовала статью глав-
ного редактора Эмилио Ромеро, в которой Ансон был назван «безрассудным ро-
мантиком» и его выступление в печати «полно отваги и в равной мере наивно-
сти» [12]. 

Утреннее издание «Арриба» («Arriba» — «Вверх»), официальный печатный 
орган партии «Фаланга», на следующий день обвинила «АВС» в желании «вос-
кресить труп либеральной монархии», назвав сторонников Дона Хуана «полити-
ческими паралитиками» и заявив, что монархия «не найдет в Испании ни откры-
тых, ни даже приоткрытых дверей» [10]. 

«АВС» не оставила без внимания публикацию в «Арриба» и в номере за пят-
ницу 23 июля 1966 г. опубликовала свой ответ оппонентам: «Как же мала Испа-
ния, как же ничтожны силы Национального движения, если и страна, и движение 
превратятся в сторонников автора этой несчастной передовицы! Нет, нет и нет... 
В Испании настоящей и в Испании будущей мы видим вас другими, отличающи-
мися от нас, но не врагами» [8]. 

Луис Мария Ансон воздержался от полемики, опасаясь, что его ответ мо-
жет вызвать репрессии против «АВС», но в то же время журналист ясно отдавал 



Болдырева И.Б. Информационная политика газеты «АВС» в поддержку монархического режима... 

 75 

себе отчет в том, что его статья отвечает политическим целям, которые пресле-
дует «АВС»: всесторонняя поддержка восстановления монархии. 

После принятия поправок к Закону о печати в апреле 1966 г. «АВС» пыта-
лась использовать любую возможность для популяризации фигуры Дона Хуана: 
публиковались фотографии, репортажи и информационные материалы о графе 
Барселоны. В редакции «АВС» прекрасно понимали, что личность наследника 
долгие годы оставалась в тени. 

5 июня 1966 г., через два месяца после принятия поправок к Закону о печати, 
«АВС» поместила статью, подписанную маркизом Фернандо де Кинтанаром, под 
интригующим названием «Корабль на горизонте»: «На этом пути — „Корабль 
на горизонте!“, — объявляют дозорные от монархии, основанной на прописанных 
законах, — к монархии, возглавляемой законным королем; к аутентичной монар-
хии с королем, восседающем на троне и сжимающем скипетр, необходимо дви-
гаться с большей выдержкой, а также воздержаться от напоминаний королю о том, 
чтобы он пришел, воспользовавшись своим законным правом, продолжать пре-
рванную работу и то, что он „должен делать“, ведь король знает об этом лучше 
других». Далее автор добавляет, что шаги монарха „уже слышны на лестнице“ 
[4. P. 18]. 

В свете разворачивавшихся событий 24 июля 1966 г. в резиденции наследни-
ка в Мадриде под предлогом именин Дона Хуана было проведено несколько соб-
раний, в которых приняли участие политики и представители интеллигенции, при-
держивавшиеся монархических взглядов, поддержав тем самым графа Барселоны 
в качестве претендента на испанский трон. Наследник престола лично дал понять 
Луису Марии Ансону, который одновременно являлся и членом Секретного Со-
вета Политического Секретариата и Информационного кабинета наследника, что 
необходимо обнародовать оказанную Дону Хуану поддержку. Бывший министр 
первого кабинета правительства Франко и один из советников наследника Саинс 
Родригес обратился к Ансону с предложением написать статью, объяснявшую ис-
панскому народу, на чем должна основываться конституционная монархия Дона 
Хуана и чем она отличается от режима Франко. Написав статью «Монархия для 
всех», Мария Ансон ознакомил с ней Дона Хуана и Саинса Родригеса. Первый, по-
звонив автору по телефону, одобрил написанное, а Родригес заметил: «Ансон на-
писал главную статью в своей жизни» [1. С. 57]. 

Для того, чтобы статья произвела ожидаемый эффект, ее необходимо было 
опубликовать, что во времена диктатуры Франко привело бы к осложнениям. Не-
смотря на то, что с принятием Закона о печати были сделаны первые шаги к сво-
боде информации, о подлинной свободе слова говорить было еще рано. Статья 64 
указанного закона гласила, что государство имеет право наложить арест на любое 
издание, если деятельность оного будет расценена как преступление. Для приня-
тия решения о публикации статьи, которую правительство могло расценить как 
нарушающую закон, был созван совет редакции «АВС». 

Главный редактор «АВС» Торкуато Лука де Тена и Брунет, внук основателя 
газеты, известный журналист и писатель, вынес обсуждение статьи Ансона на ре-



 Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2009, № 3 

76 

дакционный совет, членами которого являлись: его брат Гильермо Лука де Тена, 
главный редактор журнала «Бланко и Негро» («Blanco y Negro» — «Белое и чер-
ное»); бывший главный редактор газеты Рамон Пастор; заместители главного ре-
дактора Педро де Лоренсо и Хесус Ревуэльта; Флорентино Перес Эмбид, член ад-
министративного совета Испанской Прессы и управляющий директор «АВС» Ро-
хелио Гонсалес Убеда. 

Члены редакционного совета разошлись во мнениях. Заместитель главного 
редактора «АВС» Педро де Лоренсо возражал против публикации статьи, напом-
нив о том, что на редактора уже было заведено административное дело после 
публикации статьи «Корабль на горизонте», а если правительство вынесет новое 
предупреждение, издание неминуемо подойдет к опасному третьему выговору, 
после которого газету могут закрыть на законном основании [3. С. 106]. 

Главный редактор «АВС» не согласился с мнением противников публикации 
статьи Ансона. Сложившуюся ситуацию он обсудил со своим отцом, Хуаном Иг-
насио Лукой де Тена, который, несмотря на то, что уже отошел от журналистской 
деятельности, продолжал ежедневно приходить в редакцию газеты. Отец напом-
нил Торкуато, что газета, которую основал его дед, всегда стояла на защите интере-
сов монархии. В итоге Торкуато Лука де Тена решает опубликовать статью, однако 
он отдает себе отчет в том, что она должна увидеть свет не ранее 18 июля 1966 г., 
поскольку после этой даты в политической жизни страны должен начинаться отно-
сительно спокойный период и публикация может пройти незамеченной для вла-
стей. Главный редактор и журналист решают поместить ее в номер от 21 июля 
1966 г. Однако, как и следовало ожидать, обнародование статьи промонархиче-
ского характера привело к аресту тиража и изъятию из продажи нереализованных 
экземпляров. Главный редактор «АВС» получил очередное предупреждение, 
а против автора статьи было возбуждено уголовное дело. 

Правительство заявило Хуану Игнасио Луке де Тена, что рассмотрение за-
веденного на Ансона дела может быть отложено только в том случае, если он по-
кинет пределы Испании. В личной беседе сын основателя «АВС» сообщил журна-
листу: «Я сделаю то, что ты захочешь. Если ты решишь остаться в Испании, газета 
примет на себя все последствия. Если же ты все же решишь уехать из страны, мо-
жешь выбирать любой корреспондентский пункт газеты. Это будет ссылка, что са-
мо по себе очень тяжело, но ссылку вынести можно» [1. С. 362]. Луис Мария Ан-
сон выбирает второе и направляется в Гонконг, откуда он мог беспрепятственно 
освещать начинавшуюся войну во Вьетнаме. 

Смелая статья Луиса Марии Ансона является одной из многих публикаций, 
ярко демонстрировавших преданность газеты монархическим традициям и Ко-
роне Испании. 

«„АВС“ — монархическая газета», — утверждалось на первой странице из-
дания за 1914 г. [5]. Когда в 1931 г. в Испании была провозглашена республика, 
газета продолжала проводить свою прежнюю информационную политику: «Мы 
продолжаем стоять на тех же позициях, где и находились: вместе с конституци-
онной парламентской монархией» [6]. Отмечая 75-летие газеты, ее главный ре-
дактор Гильермо Лука де Тена заявил: «Испания и ее монархия. Вот две опреде-
ляющие линии поведения „АВС“ на протяжении всей истории ее существования» 



Болдырева И.Б. Информационная политика газеты «АВС» в поддержку монархического режима... 

 77 

[9]. Во время открытия новой штаб-квартиры «АВС» в Севилье в июне 1999 г. тот 
же Лука де Тена горделиво «похвастался» перед королем Хуаном Карлосом: «По-
водом для нашей глубочайшей гордости, от которого мы не отказывались в тече-
ние всего этого века стало то, что испанский народ и международная пресса ас-
социируют руководство „АВС“ с институтом монархии, которую Вы, Ваше Вели-
чество, так достойно представляете» [4. С. 21]. 

Таким образом, можно прийти к заключению, что информационная полити-
ка газеты «АВС» была полностью направлена на восстановление в Испании мо-
нархии и на возведение на престол правящего и до настоящего времени короля 
Хуана Карлоса Бурбона де Бурбона. Газета оставалась непреклонной в своем ре-
шении защищать интересы монархии даже в самые трудные для Испании време-
на, в частности, в период диктатуры Франко. 

ЛИТЕРАТУРА 

 [1] Пашков Г.Н., Сбруев В.В. Возникновение и развитие печати Испании и ее колоний. — 
М.: Изд-во РУДН, 1987. 

 [2] Тараненко А.В. Журналистика Испании. От истоков до начала XIX векв. — М.: Камерон, 
2006. 

 [3] Штейн А.Л. История испанской литературы. — М., 1994. 
 [4] Anson, Luis María. Defensa del periodismo. — Madrid: Gráficas Sánchez, 1961. 
 [5] Fraga Iribante, Manuel. Memoria de una vida púbilca. — Barcelona: Planeta, 1980. 
 [6] Lorenzo, Pedro de. Diario de la mañana. — Badajoz: Univesitas Editoral, 1983. 
 [7] Olmos Victor. Historia del ABC. — Barcelona, 2002. 
 [8] Seoane, Maria Cruz y Saiz, Maria Dolores. Cuatro siglos de periodismo en España. De los 

avisos a los periódicos digitales. — Madrid: Alianza Editorial, 2007. 
 [9] UIIman P.L. Mariano de Larra and Spanish political rhetoric. — M., 1971. 
 [10] «ABC». — 1914. — Enero 28. 
 [11] «ABC». — 1931. — Abril 14. 
 [12] «ABC». — 1966. — Julio 21. 
 [13] «ABC». — 1966. — Julio 23. 
 [14] «ABC». Edición extraordinaria, 1980. — Junio 1. 
 [15] «Arriba». — 1966. — Julio 22. 
 [16] «Le Monde». — 1966. — Julio 26. 
 [17] «Pueblo». — 1966. — Julio 21. 

INFORMATION’S POLICY OF DAILY PAPER «ABC» 
ON THE EVE OF DOWNFALL OF FRANCO’S REGIME IN SPAIN 

I.B. Boldyreva 
Department of Theory and History of Journalism 

Russian Peoples’ Friendship University 
Miklucho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198 

The article studies the information’s policy of Spanish daily paper «ABC» in the last years of Fran-
sisco Franco’s dictatorship. 

Key words: «АВС», daily newspaper, monarchy, Don Juan de Borbon, Luis Maria Anson, devo-
lution of regime. 




