Учебное пособие делится на две части. Одна рассказывает, в основном, о генеалогии этой дисциплины, акцентируя внимание на ее изначальных ограничениях, обусловленных комплексными особенностями формирования этой науки в прочной связи с риторикой модерности и порождаемой ею традицией восприятия другого как присвоения или отторжения, постоянно сопоставляет “темную” и “светлую” сторону компаративистики, проблематизируя эту область научных исследований и проводя историческую деконструкцию ее целей, задач, научного аппарата и методов. Вторая же часть концентрируется на методологических тупиках компаративистики и возможных путях выхода из них, предлагаемых западными и незападными теоретиками сегодня. При этом и само учебное пособие является компаративным в том смысле, что оно постоянно — явно и подспудно — сопоставляет три совершенно различные, хотя и находящиеся в постоянном диалоге или, иногда, споре модели исторического развития компаративных исследований — западную, незападную и российскую, раскрывая причины появления определенных локально и исторически обусловленных моделей компарации. Учебное пособие выполнено в рамках инновационной образовательной программы Российского университета дружбы народов, направление «Развитие мультикультурной образовательной среды международного классического университета»