Диссертационное исследование посвящено выявлению имманентной семантической структуры текста православной литургийной проповеди. Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблемы системного подхода в изучении текстов исключительной семиотической сложности, к которым относится литургийная проповедь как органическая часть главного богослужения христианской церкви. В диссертации впервые семантическая структура литургийной проповеди изучается, исходя из сущностного противоположения проповеди литургийной и проповеди нелитургийной. Обнаружение онтологически обусловленных смысловых констант и установление базовых семантических тенденций православной литургийной проповеди как центрального жанра в системе церковных речевых жанров дало возможность выстроить критерии лингвистической оценки диффузных текстов – проповедей нелитургийных – по мере их отклонения от принципов семантической организации текста литургийной проповеди, вплоть до их предельного искажения и трансформации в функциональный антипод литургийной проповеди – речевое произведение публицистического стиля. В работе предложена концепция словаря сущностно значимых понятий, который эксплицирует расхождение смыслов, закрепленных в общеупотребительном языке, и смыслов, формируемых в литургийном пространстве. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в лекционных курсах по общей и частной семиотике, лексической семантике, истории русского литературного языка, риторике и при подготовке спецкурсов, направленных на формирование навыков работы с текстом.