Диссертация посвящена исследованию проблемы профессионального выгорания у учителей, отражающего нарушения во взаимодействии внешних и внутренних факторов, что является деформацией социального статуса учителя. В работе проанализирована система взаимодействия "Учитель – Ученик – Родитель", на основе которой разработана, логически обоснована теоретическая модель формирования профессионального выгорания учителя. Эмпирически выявлена взаимосвязь формирования синдрома профессионального выгорания у учителей со степенью осознанности собственного профессионального труда, которая проявляется в выраженности составляющих психологической структуры деятельности (личностных, мотивационно-ценностных, когнитивных, исполнительных), представленных в определениях профессии. Установлено, что несоответствие социальной ценности (значимости) и психологической ценности (значимости) учительского труда является причиной возникновения синдрома профессионального выгорания, формой преодоления которого может стать о