Диссертация посвящена изучению специфики индивидуально-типических особенностей инициативности старшеклассников и студентов с позиций системно-функционального подхода. Выделено четыре основных типа реализации инициативности, два из которых устойчиво проявляются в обеих исследуемых выборках. Каждому типу даны содержательные психологические характеристики, на основе которых составлены психологические программы гармонизации инициативности, с учетом ее выявленной индивидуально-психологической и возрастной специфики. С помощью формирующего эксперимента доказана эффективность предлагаемой программы психокоррекции инициативности старшеклассников на примере слабо-мотивированного типа. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в курсах по общей, дифференциальной, возрастной, социальной, педагогической психологии и педагогике, а также в практике психологических служб средних и высших учебных заведений.