Изучен процесс овладения иностранными студентами русской речью в объеме первого сертификационного уровня в учебно-профессиональной сфере деятельности. Исследован вопрос о месте учебно-научного подстиля научного функционального стиля речи; раскрыто предметное и языковое содержание коммуникативной компетенции иностранных студентов первого сертификационного уровня. Разработан новый способ презентации учебного языкового материала при обучении созданию текста монологического типа. Предложена система работы, при которой коммуникативные потребности иностранных учащихся в учебно-профессиональной сфере общения манифестируются через перечень задач общения. С опорой на психолого-педагогические и лингводидактические исследования вопросов порождения речи предложена методическая система обучения иностранных студентов репродуктивно-продуктивному говорению, направленная на формирование у учащихся необходимой коммуникативной компетенции, позволяющей им создавать собственные тексты монологической формы, соответствующих первому сертификационному уровню.