Цель: рассмотреть место и роль аудитории в системе СМИ на разных этапах ее развития, определить степень влияния аудиторного фактора на массовые информационные процессы. Предпринята попытка провести сравнительный анализ аудитории советских, российских и китайских СМИ. Прослежены тенденции развития аудиторного фактора в системе средств массовой информации обеих стран: от объекта воздействия СМИ до взаимодействия с ними; исследованы пути и формы развития диалогизации отношений аудитории и СМИ. Проанализировано влияние изменений, происходивших в ходе исторического развития советского/российского и китайского общества, на отношение средств массовой информации к собственной аудитории. Выявлены место и роль рыночных механизмов, оказывающих воздействие на отношение СМИ к своей аудитории. Впервые изучена роль новых информационно-коммуникативных технологий, прежде всего Интернета, в формировании субъектности медийной аудитории. Выявлены конкретные этапы развития аудитории СМИ в качестве субъекта журналистики в условиях функционирования российской и китайской систем массовой информации.