Уточнены понятия "дефективный ребенок", "исключительный ребенок", "аномальный ребенок". Показана эволюция взглядов В.П. Кащенко. Выявлены фундаментальные принципы научно-педагогической школы В.П. Кащенко, легшие в основу разработки последующих теоретических идей и концепций (Л.С. Выготским и его учениками: о соотношении биологического и социального в развитии ребенка; о системном и комплексном изучении ребенка и др.). Убедительно доказано, что В.П. Кащенко впервые в истории педагогической мысли теоретически разработал и практически применил оригинальную гуманистическую воспитательную систему, базирующуюся на творческих личностно значимых ориентирах, учитывающую приоритет "исключительных" детей, их особые потребности в развитии, создающую в учреждении специальные образовательные условия (программно-методические, кадровые, организационные, материально-технические и др.) для реализации потенциальных возможностей детей, применяющую демократический стиль управления. Установлено, что воспитательная система В.П. Кащенко - сложная система, которая проходит этапы зарождения, становления и развития. Определена специфика организационно-педагогических основ воспитательной системы В.П. Кащенко. Показана возможность реализации педагогических идей В.П. Кащенко в модернизации воспитательной системы специального образовательного учреждения.