Актуальность темы исследования. Эксплуатация воздушных судов представляет собой деятельность, связанную с множеством потенциальных опасностей, таких как: противодействие закону тяготения, крайне неблагоприятные погодные условия, большая загрузка воспламеняющегося топлива, вероятность сбоя в любом из многочисленных и сложных механических или электрических компонентов, ошибка из-за человеческого фактора при управлении воздушным судном, а также возникновение опасностей вследствие акта незаконного вмешательства . Ежегодно в мире происходит около ста авиационных происшествий как на территории государств, так и за их пределами, требующих незамедлительного и объективного расследования . Международная организация гражданской авиации определяет расследование авиационного происшествия как «процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и/или сопутствующих факторов, и, если необходимо, выработку рекомендаций по обеспечению безопасности» . Установление причин и выводы, сделанные в ходе проведенного расследования авиационного происшествия, влекут за собой исключение повторения таких авиационных происшествий и, несомненно, влияют на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов в дальнейшем. В случае неправильного установления причины авиационного происшествия сотни человеческих жизней могут находиться в зоне риска. Так, 29 октября 2018 года воздушное судно Boeing 737 MAX авиакомпании Lion Air, следующее по маршруту Джакарта – Панкаллинанг (Индонезия), потерпело крушение в Яванском море. Согласно отчету, опубликованному спустя год, а именно 25 октября 2019 года, авиационное происшествие произошло по причине недоработки системы предупреждения сваливания воздушного судна . Спустя 5 месяцев после первой катастрофы, 10 марта 2019 года, такое же воздушное судно авиакомпании Ethiopian Airlines, следовавшее по маршруту Аддис-Абеба – Найроби, потерпело крушение при аналогичных обстоятельствах. Оперативно выявленная причина крушения первого воздушного судна могла бы спасти 157 человек. Основным документом, регламентирующим порядок организации и проведения расследования авиационных происшествий, является Конвенция о международной гражданской авиации (далее – Чикагская конвенция 1944 года). Однако ее основные процедуры были рассчитаны на период середины ХХ века, когда воздушное сообщение не имело столь широкого распространения в мире и было доступно только развитым государствам. Порядок организации расследования авиационного происшествия устанавливает статья 26 Чикагской конвенции 1944 г. Данная статья, являющаяся императивной нормой международного права, устанавливает порядок назначения расследования авиационного происшествия. В соответствии с ней Советом Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО) принято Приложение 13, которое должно содержать исключительно процессуальные нормы, регулирующие только процедуру расследования, а не нормы, изменяющие содержание указанной статьи. В статье 26 Конвенции закреплено, что государство, на территории которого произошло авиационное происшествие, назначает расследование. В то же время, вышеуказанное Приложение, неправомерно изменяя содержание самой статьи, предоставляет право государству, на территории которого произошло данное событие, передать полностью или частично данное право другому государству. Такой возможностью, например, воспользовалась Украина в отношении авиационной катастрофы, произошедшей на её территории 17 июля 2014 года, передав полномочия по расследованию данного авиационного происшествия Нидерландам, что сказалось на объективности результатов этого расследования. Современная тенденция в рассматриваемой области направлена на обеспечение независимого расследования авиационного происшествия путем передачи таких полномочий региональным международным межправительственным организациям. На территории Европейского союза такое расследование проводит Агентство по авиационной безопасности Европейского союза. В то же время известно, что международное право не предусматривает ответственность за результаты деятельности международных межправительственных организаций. Статья 26 Чикагской конвенции 1944 года не предусматривает порядок расследования авиационных происшествий, случившихся за пределами государственных территорий. Приложение 13 к данной Конвенции устанавливает, что расследование авиационной катастрофы, произошедшей над открытым морем, проводит государство регистрации воздушного судна. Данная процедура представляется нерациональной по причине того, что зачастую государство регистрации воздушного судна находится на значительном удалении от места катастрофы и не может обладать необходимой информацией о месте падения воздушного судна, средствами доставки членов комиссии по расследованию к месту катастрофы. Такая ситуация не позволяет оперативно начать расследование и не гарантирует сохранность фрагментов воздушного судна (обломков, бортовых самописцев и др.), крайне необходимых для объективности расследования. Кроме того, в случае столкновения воздушных судов, зарегистрированных в разных государствах, определить государство, которое должно назначить расследование этого происшествия, будет невозможно. Чикагская конвенция 1944 года действует только в отношении гражданских воздушных судов и поэтому не может регулировать процедуру расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами, используемыми на военной, таможенной и полицейской службах. 10 апреля 2010 года воздушное судно Ту-154М, принадлежащее Министерству обороны Республики Польша, потерпело крушение при заходе на посадку на аэродром Смоленск «Северный». Для расследования этой катастрофы распоряжением Президента Российской Федерации была создана государственная комиссия. Председателем государственной комиссии было принято решение, что расследование должно проводиться в соответствии с положениями Приложения 13 к Чикагской конвенции 1944 года . Это решение было основано на том, что единственным международным договором, где определяется порядок проведения расследования с государственными воздушными судами, является Договор по открытому небу , в Разделе III которого установлено, что расследование авиационного происшествия с воздушным судном наблюдающей стороны (это военное воздушное судно) производится по правилам Приложения 13 к Чикагской конвенции 1944 г. Однако, порядок расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами на универсальном уровне не решён до сих пор. Все вышеуказанные недостатки международно-правового регулирования расследования авиационных происшествий указывают на необходимость разработки научно обоснованных международно-правовых решений для их устранения и обуславливают актуальность выбранной темы исследования. Степень научной разработанности темы. Исследуемая проблематика в том или ином объеме была изучена и проанализирована в трудах следующих российских и зарубежных ученых правоведов: Абашидзе А. Х. , Бордунова В.Д. , Грабарь В.Э ., Копылова М.Н. , Малеева Ю.Н. , Мильде М. , Мовчана А.П., Перетерского И.С ., Травникова А.И. и других. Цели и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является комплексное и всеобъемлющее исследование действующего порядка международно-правового регулирования, расследования авиационных происшествий, выявление существующих проблем и разработка научно-обоснованных предложений по их устранению. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: • Изучить действующие международные документы, регламентирующие процедуры расследования авиационных происшествий с гражданскими и государственными воздушными судами; • Выявить основные проблемы международно-правового регулирования расследования авиационных происшествий; • Проанализировать законодательства ряда государств, нормы которых могут быть использованы для создания новых положений международного воздушного права с целью устранения существующих пробелов в международно-правовом регулировании расследования авиационных происшествий; • Исследовать положения Чикагской конвенции 1944 г. и Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г . с целью выработки научно-обоснованных предложений по модернизации конвенций, касающихся процедуры поиска и спасания воздушных судов терпящих и потерпевших бедствие. • Выработать авторское видение возможного закрепления на универсальном уровне процедуры расследования авиационных происшествий, произошедших за пределами государственных территорий, в том числе в случае столкновения воздушных судов. • Определить возможность установления универсальной процедуры расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами. Научная новизна работы заключается в предложенных автором изменениях и дополнениях в действующие международные договоры в области регулирования авиационной деятельности с целью установления справедливого и объективного режима расследования авиационных происшествий, произошедших с гражданскими воздушными судами, как на территории государств, так и за их пределами. Элементом новизны также является установление правомерного взаимодействия материальных международно-правовых норм Чикагской конвенции 1944 года, определяющих государства для организации и проведения расследования авиационного происшествия и процессуальных норм Приложения 13 к данной Конвенции, регламентирующих только процедуру проведения такого расследования, не изменяя при этом положения самой Конвенции. В качестве новизны можно считать предложения об установлении для государств унифицированного порядка расследований авиационных происшествий с государственными воздушными судами. Теоретическая значимость исследования выражается в том, что оно представляет собой первую комплексную работу, посвященную изучению становления и перспективного развития порядка расследования авиационных происшествий и в разработке конкретных предложений по созданию новых универсальных международно-правовых норм, направленных на совершенствование данной деятельности государств. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты и подготовленные предложения могут быть использованы при разработке универсальных норм международного права регулирующих взаимодействие государств в ходе организации и проведения расследования авиационных происшествий, а также при разработке национальных нормативных актов, регламентирующих данную деятельность. Выводы диссертационного исследования могут применяться в ходе научных исследований, проводимых в области международного воздушного права, с акцентом на ответственность государств и международных межправительственных организаций за результаты расследования авиационных происшествий; в учебно-научной деятельности, в частности – в процессе преподавания курса «Международное право» и спецкурса «Международное воздушное право», а также при подготовке соответствующих учебно-методических материалов. Методологическую основу диссертационного исследования составляют специально-юридические методы и общенаучные. В ходе работы над диссертацией были применены функциональный и системный методы исследований и общие логические приемы, такие как анализ, синтез и др. Основу диссертационного исследования составляет системный метод, направленный на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте. Ввиду особенностей специфических правоотношений, исследуемых в диссертации, для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие специальные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, классификационный и формально-юридический. Историко-правовой метод нашел свое применение особенно в первой главе диссертации для выявления исторических предпосылок принятия первых международно-правовых норм, касающихся расследования авиационных происшествий. Сравнительно-правовой метод широко использовался для сопоставления существующих международно-правовых норм и норм внутреннего права, регулирующих исследуемые правоотношения в целях установления и восполнения, имеющихся в международном праве пробелов. В целях интерпретации положений существующих договоров, представляющих правовую основу для принятия новых универсальных норм международного права, регулирующих процедуру расследования авиационных происшествий, использовался формально-юридический метод. Положения, выносимые на защиту: 1. Доказана необходимость изменения статьи 26 Чикагской конвенции 1944 года с целью предоставления возможности государству места катастрофы передавать по договоренности право назначать расследование другому государству или международной межправительственной организации. При этом ответственность за результаты расследования должна возлагаться на субъекты, получившие данное право. 2. Установлена нецелесообразность назначать расследование авиационного происшествия, произошедшего за пределами государственных территорий, государству регистрации воздушного судна, потерпевшего катастрофу (или аварию). Учитывая, что в соответствии с сформировавшимся международно-правовым обычаем прибрежные государства осуществляют юрисдикцию в области аэронавигации в установленных для них районах полетной информации , право назначать расследование происшествий следует предоставить государству, в чьем районе полетной информации оно произошло. 3. В связи с отсутствием в международном праве универсальных норм, определяющих порядок организации и проведения расследования авиационных происшествий с иностранными государственными воздушными судами предлагается в решении (Резолюции) Ассамблеи ИКАО рекомендовать государствам закрепить в своих национальных законодательствах порядок расследования происшествий с государственными воздушными судами, предусмотренный Приложением 13 к Чикагской конвенции 1944 года. Такая унификация позволит избежать разногласий между заинтересованными государствами по поводу организации и проведения расследований авиационных происшествий с иностранными государственными воздушными судами. 4. Вследствие того, что Чикагская конвенция 1944 года не определяет процедуру поисково-спасательных мероприятий, касающихся терпящих бедствие воздушных судов в открытом море, установлена необходимость внести дополнение в статью 25 Чикагской конвенции 1944 года определяющее, что помощь воздушному судну, терпящему бедствие за пределами государственных территорий, должно государство, в районе полетной информации которого находится такое воздушное судно. 5. Национальные законодательства большинства государств членов ИКАО определяют не только порядок проведения расследований авиационных происшествий, но и инцидентов, т. е. событий, которые повлияли или могли бы повлиять на безопасность эксплуатации воздушного судна, установлена необходимость дополнить в название и содержание статьи 26 Чикагской конвенции 1944 года слова «и инцидентов». Обоснованность и достоверность. Выводы и рекомендации, полученные в ходе настоящего исследования, подтверждаются применением различных методов исследования, всесторонним и глубоким изучением и применением при написании научных статей, а также широким спектром используемого нормативного и эмпирического материала: отчетов расследований авиационных происшествий, выступлений представителей государств-членов ИКАО, двухсторонних и многосторонних международных договоров по организации поисково-спасательных операций и организации расследований авиационных происшествий, резолюций Ассамблеи ИКАО, нормативно-правовых актов Российской Федерации, США, Федеративной Республики Германии, Французской Республики и других государств-членов Европейского союза. Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были обсуждены на заседании кафедры международного права Российского университета дружбы народов в марте 2022 г. Результаты проведенного научного исследования нашли свое отражение в ряде научных публикаций диссертанта, 1 из которых опубликована в журнале, входящем в библиографическую базу SCOPUS и 2 из которых – в научных журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, общим объемом 1,7 п.л. Большая часть выносимых на защиту положений прошла апробацию во время проведения автором семинарских занятий в течение срока обучения в аспирантуре по курсам «Международное воздушное право» и «Международное космическое право». Результаты диссертации также стали объектом обсуждений на: Международном конгрессе «Блищенковские чтения» в 2019 году (13 апреля, Москва, РУДН), первом отрытом методическом семинаре по международному праву для аспирантов, магистров и бакалавров в 2019 году (23 мая, Москва, ИЗиСП при Правительстве РФ), а также на Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов «Право перед вызовами технологической революции» в 2019 году (1 июня, Москва, ИЗиСП). Объектом диссертационного исследования являются специфические международные отношения, возникающие между государствами и международными межправительственными организациями при организации и проведении расследований авиационных происшествий. Предметом диссертационного исследования являются международные договоры, международные авиационные регламенты, международно-правовые обычаи, резолюции международных межправительственных организаций, и акты национального права, нормы которых регулируют процедуру расследования авиационного происшествия, доктринальные позиции ученых в исследуемой области. Теоретическая основа диссертации. При написании диссертационного исследования были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, таких как А.Х. Абашидзе , А.А. Баталов , В.Д. Бордунов , А.Н. Верещагин , В.Э. Грабарь , В.С. Грязнова , В.Г. Егоров, Р.А. Каламкарян, Н.Ф. Кислициной , Ю.Н. Малеев , А.П. Мовчан, А.А. Моисеев, И.С. Перетерский , О.И. Тиунов, Г.И. Тункин , Е.Т. Усенко, С.Н. Черниченко, В.М. Шумилов и Т. Буергаль, Л. Вебера, Н.М. Матте, М. Мильде , Х. Санчез, Х.Г. Шермерс, Ф. Шуберт. Нормативными источниками диссертации являются действующие, прекратившие свое действие или еще не вступившие в силу: – международные договоры (Устав Организации Объединенных Наций; Конвенция о регулировании воздушной навигации 1919 г.; Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., а также стандарты и рекомендуемая практика; Конвенция об открытом море 1958 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г. – правила, руководства и другие документы ИКАО; – решения международных судебных учреждений. Личный вклад автора заключается в личном участии на всех этапах диссертационного исследования – от постановки задачи исследования и до публикации результатов в научных изданиях и в выступлениях с докладами. Содержащиеся в диссертации положения, выводы, а также материалы использовались автором в рамках учебного процесса в преподавательской практике – на семинарских занятиях. Соответствие паспорту специальности. Диссертационная работа соответствует содержанию специальности 5.1.5 «Международно-правовые науки» с направлениями исследования: 5. Право международных организаций. Правовая природа, статус, компетенция международных межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, квазиорганизаций. Нормотворческая деятельность международных организаций; 8. Взаимодействие международного и внутригосударственного права. Применение и имплементация норм международного права в национальных правопорядках. 18. Международное воздушное право. Правовой режим и обеспечение безопасности воздушного пространства; и включает в себя исследование международных договоров, основных принципов и норм международного права и его институтов; международно-правовых отношений; объектов международного права и правового режима расследования авиационных происшествий; субъектов международного права и их правового статуса. Структура и содержание диссертации обусловлены кругом исследуемых проблем и отвечают поставленным целям, задачам, объекту и предмету исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, последовательно раскрывающих понятие, правовую природу, сущность и особенности исследуемых проблем, а также заключения, списка использованной литературы и 5 приложений.