The role of the Organization of Islamic Cooperation (OIC) in the framework of protection of human rights" / "Роль Организации исламского сотрудничества (ОИС) в системе защиты прав человека

Нормативные и концептуальные основы сотрудничества государств на универсальном уровне были закреплены в преамбуле и статьях 1 (3), 55 (c) и 56 Устава ООН в качестве условия создания стабильности и благополучия, которые необходимы для мира и дружественных отношений между народами. По главе VIII Устава ООН также допускается существование региональных соглашений и органов, деятельность которых полностью соответствует целям и принципам Объединенных Наций, в том числе в правозащитной сфере. В настоящее время наряду с универсальной системой функционируют региональные системы поощрения и защиты прав человека, такие как европейская, межамериканская и африканская . Также созданы и функционируют правозащитные механизмы международных организаций, государства-участники которых объединяются не по региональному признаку, а, в частности, на межрегиональной политической основе, например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) или же объединение только «арабских» стран в лице Лиги арабских государств (ЛАГ). К такому типу межгосударственного сотрудничества относятся также Организация исламского сотрудничества (ОИС, Organization of Islamic Cooperation, OIC), созданная в конце 1969 г. и именуемая до 2011 г. Организацией Исламской конференции (ОИК) , которая по числу ее государств-членов является самой представленной среди региональных и межрегиональных объединений (57 государств-членов). Данная организация была создана с целью обеспечения исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах. Из 57 ее государств-членов 56 также являются государствами-членами ООН (за исключением Государства Палестины). Из них 27 государств расположены на Африканском континенте, 27 – в Азии, Албания – в Европе, Гайана и Суринам – в Южной Америке. Характеризуя данное объединение, следует отметить, что совокупность населения государств-членов ОИС превышает 1,9 млрд человек. Российская Федерация имеет статус наблюдателя при ОИС. В структуре ОИС ни среди главных, ни среди вспомогательных органов не имеется специализированной структуры по защите прав человека и основных свобод. Такой орган был создан государствами ОИС в 2011 г. в лице Независимой постоянной комиссии по правам человека (далее – НПКПЧ) , которая, как вытекает из самого ее названия, является «независимым» и «постоянно действующим» образованием. Данная Комиссия, которая формально не входит в структуру ОИС, функционирует уже более 10 лет и является одной из активных структур в ее системе, которая играет главную роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. Учитывая, с одной стороны, отсутствие в регионах Африки и Ближнего Востока региональных механизмов защиты прав человека, а, с другой стороны, тот факт, что почти половина членов ОИС представлена странами этих регионов, а также специфику исламской солидарности применительно к правам и свободам человека и, следовательно, востребованность всеобъемлющих и комплексных знаний о десятилетней деятельности органа на этой платформе, наличие такого рода работы на уровне диссертации обусловливает актуальность темы исследования как с позиции теории, так и практики международного права прав человека. Степень разработанности темы исследования. Отсутствует всестороннее и всеохватывающее международно-правовое исследование о статусе Независимой постоянной комиссии по правам человека, ее деятельности и достижениях в различных сферах прав человека с позиции исламского понимания и применения. Это объясняется, прежде всего, тем, что деятельность данной Комиссии по времени не превышает 12 лет. До сих пор сохраняется тенденция преобладания публикаций в ведущих изданиях западных стран, затрагивающих общие аспекты исламского понимания отдельных аспектов прав человека . В этом плане можно назвать работы следующих ученых: Абдуллахи Ахмед Ан-Наим (Abdullahi Ahmed An-Na’im) , Э. Котран (E. Cotran) и А. Шериф (A. Sherif) , Т. Сэвидж (T. Savage) , С. Вальц (S. Waltz) , Э. Блейх (E. Bleich) , Д. Хелли (D. Helly) и Ж. Дюбе (J. Dubé) , З. Икбал (Z. Iqbal) , Т. Модуд (T. Modood) , А.М. Бхат (A.M. Bhat) , А.Я. Джаллоу (А.Y. Jallow) , М.Х. Камали (M.H. Kamali) , С. Баскервиль (S. Baskerville) , Т. Парсонс (T. Parsons) и Р.Ф. Бейлс (R.F. Bales) , Н.Я. Удомбана (N.J. Udombana) , Б. Раджагопал (B. Rajagopal) , Д. Винсенти (D. Vincenti) , А. Фабра (A. Fabra) , П.Е. Тейлор (P.E. Taylor) . Среди российских исследователей следует отметить труды Абашидзе А.Х., Солнцева А.М. и Воробьева Д.В. , Абдулатипова Р.Г. , Ахмедовой Ф.М. и Корнилова А.А. , Иванова Д.В. и Пчелинцевой В.В. , Киселевой Е.В. и Султанова Э.Ш. , Шариповой Р.М. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью является международно-правовой анализ концептуальных и нормативных предпосылок создания Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС, ее структуры, компетенций и достижений в ключевых правозащитных сферах. В соответствии с целью диссертационного исследования поставлены и решены следующие задачи: • Всесторонний анализ международно-правового статуса Организации исламского сотрудничества и ее системы, в рамках которой функционирует НПКПЧ; • Исследование компетенции НПКПЧ на основе ее учредительных и иных международно-правовых актов; • Анализ позиции НПКПЧ по защите гражданских и политических прав человека в таких сферах, как борьба с исламофобией и дискриминацией на основе религиозной принадлежности и обеспечение свободы выражения, борьба с ненавистью, дискриминацией и насилием и др.; • Анализ позиции НПКПЧ по защите социальных прав человека в таких сферах, как защита института семьи и право на развитие; • Анализ позиции НПКПЧ по проблемам защиты окружающей среды в контексте изменения климата и его негативного влияния на пользование экологическими правами человека. Научная новизна диссертационного исследования заключается в получении новых фундаментальных знаний об ОИС и ее позиции по различным вопросам защиты прав человека, о том, как она решает эти вопросы внутри и вовне и каковы механизмы, имеющиеся в ее распоряжении для решения вопросов, связанных с защитой прав человека. Новизной также следует считать введение в российский научный оборот новых источников в виде новой Каирской декларации о правах человека в исламе, пересмотренного проекта Пакта о правах ребенка в исламе, Десятилетней программы действий и других основных программных документов, посвященных конкретным вопросам прав человека. Теоретическая значимость диссертационного исследования. Комплексный анализ и сформулированные на его основе научные выводы отличаются фундаментальным подходом к исследованию концептуальных и нормативных основ защиты прав человека в рамках деятельности Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС. Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что научная разработанность ряда конкретных вопросов, основные положения, выводы и практические рекомендации могут быть учтены при разработке новых международно-правовых актов, связанных с защитой прав человека в регионах Африки и Ближнего Востока, а также при подготовке учебных материалов и преподавании дисциплин в высших учебных заведениях. Опыт работы автора, насчитывающий более 27 лет, в качестве дипломата, который занимался вопросами прав человека и другими политическими вопросами на международном уровне, в том числе в штаб-квартирах ООН в Женеве и Нью-Йорке, позволяет ему представить панорамный взгляд на вклад Организации в различные социально-культурные, экономические, политические и правозащитные области. Основываясь на своем соответствующем опыте, автор также имеет все возможности для проведения сравнения политики ОИС в этих областях с соответствующей политикой, проводимой другими региональными и международными организациями, и сделать ощутимые выводы в интересах научной читательской аудитории. Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные методы исследования: диалектико-материалистического познания, анализа, синтеза, обобщения, а также конкретно-научные методы познания: формально-юридический и историко-правовой. В процессе исследования также широко использован сравнительно-правовой метод познания. В диссертации применены общенаучные и специально-юридические методы, позволившие определить рамки научного исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные с историей ОИC и полномочиями НПКПЧ. Для раскрытия целостности объекта исследования и выявления различных видов связи в изучаемом объекте были активно применены частнонаучные методы: системный, структурно-функциональный и социологический. Историко-правовой метод использовался в первой главе диссертации при изучении материала, содержащегося в параграфах 1 и 2 Главы I диссертации. Во второй главе диссертации широко применялись сравнительно-правовой метод с целью выявления их теоретического и практического значения для государств-членов ОИС. Кроме того, использовался метод правового прогнозирования с целью уточнения специфики подхода государств-членов ОИС по данной проблематике. Проведенное исследование позволило автору сформулировать и обосновать следующие положения, выносимые на защиту: 1. На основе комплексного и всеобъемлющего анализа ОИС как хорошо зарекомендовавшей себя политической организации, представляющей общие интересы мусульманского населения мира по всем аспектам жизни, целей ОИС в области прав человека, их взаимосвязи с соответствующей философией универсальных прав человека, а также средств и механизмов, которые были задействованы ОИС в течение полувека для достижения вышеуказанных целей, показывается, с одной стороны, отсутствие в правозащитной деятельности ОИС динамики и творчества на всех уровнях (международном и региональном уровнях, а также среди своих собственных 57 государств-членов), а, с другой стороны, дана высокая оценка созданию и работе Независимой постоянной комиссии по правам человека ОИС, которая внесла огромный вклад в то, чтобы поставить права человека в центр политики ОИС в течение десятилетия; 2. Установлена двоякая позиция, занимаемая ОИС во всех международных дискуссиях, включая ООН, которые затрагивают права стран ОИС: a) в качестве конструктивного партнера в разработке международных стандартов в области прав человека, которые четко отражают стремление стран ОИС поддерживать и укреплять универсальную систему прав человека, и б) в качестве активного участника в защите истинного образа ислама и исламской перспективы по всем соответствующим вопросам, представляющим интерес в области гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав; 3. Создание НПКПЧ в качестве одного из основных органов ОИС, занимающихся вопросами прав человека, приветствуется как основной вклад ОИС в защиту прав человека, и это является наглядным примером решимости ОИС вести диалог и превратить риторику политики в области прав человека в реальность. В лице НПКПЧ ОИС приобрела механизм защиты прав человека в рамках своей структуры, который мог бы следить за соблюдением прав человека в странах ОИС, выявлять пробелы в реализации универсальных прав человека и помогать государствам-членам в устранении этих пробелов посредством экспертных консультаций; 4. Раскрыт уникальный и инновационный характер НПКПЧ, выражающийся в следующих чертах: а) способность работать независимо, опираясь исключительно на опыт членов Комиссии в соответствии с универсальными стандартами прав человека и исламскими учениями, что позволило Комиссии предотвращать появление объективных и аналитических мнений по всем вопросам прав человека, представляющим интерес для ОИС; б) ее межкультурный и межрегиональный характер, что способствует стремлению НПКПЧ объединить лучшие практики четырех различных географических регионов (Африки, арабских стран, Азии и Америки) в области прав человека при всесторонней поддержке исламских учений и ценностей, которые служат укреплению этих ценностей. Указывается, что такая деятельность в свою очередь послужила важной цели – устранению заблуждений относительно совместимости ислама с универсальными стандартами прав человека и устранению заблуждений среди мусульман и традиционной практики; в) развивающийся характер, выражающийся в том, что она начинала как экспертный консультативный орган, но со временем превратилась в полностью независимый правозащитный орган, который регулярно излагает свое видение всех событий в области прав человека, касающихся ОИС, в форме пресс-релизов, а также совершает поездки в пострадавшие районы и составляет фактологические отчеты о ситуации с правами человека на местах; г) способность адекватно определить тактику действий на основе составления списков приоритетов в условиях ограниченности своих ресурсов и опыта; 5. Предлагается деятельность НПКПЧ в качестве модели взаимодействия функционального правозащитного органа головной организации, каковой является ОИС, с ее специализированными учреждениями (Исламский банк развития, Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО), Молодежный форум ОИК, Международная исламская академия фикха) по ключевым и приоритетным аспектам прав человека; 6. Дана ценная информация о позиции ОИС по современным вопросам прав человека, представляющим глобальный интерес, таким как исламофобия и дискриминация на основе религии; свобода выражения мнений и разжигание ненависти; защита института семьи; право на развитие и воздействие изменения климата на права человека. Обоснованно утверждается, что универсальные стандарты прав человека не могут рассматриваться только через призму западных ценностей, необходимо также уважать культурное и религиозное разнообразие всех обществ при применении этих стандартов без ущерба для соблюдения основных принципов; 7. На основе того, что РФ, как наблюдатель при ОИС, и ОИС, как международная организация, глубоко разделяют общие ценности, обосновывается необходимость разработки ими общей стратегии для сотрудничества на различных многосторонних форумах в областях, представляющих взаимный интерес, таких как защита семейных ценностей, борьба с разжиганием ненависти и дискриминацией по признаку расы или религии, противодействие противоречивым понятиям и искаженным ценностям прав ЛГБТ. Предлагается также использование этой стратегии для построения отношений сотрудничества в академической и политической областях по многим вопросам прав человека, представляющим взаимный интерес; 8. Высказан ряд обоснованных замечаний в правозащитной деятельности и предложены конкретные рекомендации по их решению. В частности, отмечается важность используемой ОИС платформы для критики стран, не входящих в ОИС, нарушающих права человека мусульман или конфликтующие со странами ОИС. Тем не менее, не существует механизма для анализа вопросов, вызывающих озабоченность в области прав человека среди своих собственных государств-членов. Предлагается создание подобного механизма в виде наделения НПКПЧ такими полномочиями.

Authors
БАТТ М.С.
Academic degree
Кандидат юридических наук
Language
Russian
Page number
229
Year
2023
Keywords
защита прав человека; ОИК; международные организации
Share

Other dissertations