КАТЕГОРИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВ И ИХ ПРЕФЕРЕНЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

В преамбуле Устава ООН зафиксирована решимость Народов Объединенных Наций «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» . Одна из целей ООН, закрепленных в п. 3 ст. 1 Устава, заключается в осуществлении международного сотрудничества для разрешения международных проблем экономического характера. В соответствии со ст. 55 Устава «с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями», ООН содействует «повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития» . По ст. 56 Устава государства-члены «обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия» в сотрудничестве с ООН для достижения этой цели. В цитируемых положениях Устава ООН закреплены концептуальные и нормативные основы сотрудничества государств в экономической сфере, являющейся одной из важных сфер международных отношений, регулируемых современным международным правом. Впоследствии экономический компонент системы международных отношений, регулируемый международным правом, начал взаимодействовать с новыми компонентами, которые были неизвестны при принятии Устава ООН. В качестве яркого примера можно назвать нынешнюю концепцию устойчивого развития , которая сочетает три взаимосвязанных компонента – экономический, экологический и социальный. Данная концепция в более развернутом виде представлена в принятой ООН в 2015 г. Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка дня 2030), предусматривающей достижение 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) путем решения 169 задач. В ЦУР и соответствующих задачах некоторые проблемы международно-правового характера значатся в качестве сквозной темы, среди которых проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся государства. На основе накопленного опыта, включая по достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ), для решения проблем развивающихся государств требуется наличие действенных международных инструментов в условиях роста новых вызовов в виде финансового кризиса или же пандемии COVID-19. Однако при этом имеется понимание решающего значения сохранения и укрепления тех международно-правовых режимов, которые уже нашли нормативное закрепление в разной степени в различных международно-правовых актах, прежде всего в отрасли международного экономического права (МЭП), признающего различные преференции для развивающихся государств. В условиях роста потребности в совместных усилиях государств, международных организаций и других значимых участников международных экономических отношений для решения проблем, непосредственно касающихся большой группы государств, именуемых «развивающимися», всеобъемлющий критический анализ существующих и предлагаемых международно-правовых режимов, предназначенных для решения проблем развивающихся государств, приобретает актуальное значение для науки и практики международного права в целом и международного экономического права, в особенности. Степень разработанности темы исследования. Комплексное и систематизированное научное исследование аспектов, связанных с дифференциацией государств, через призму международно-правового института преференций отсутствует в науке международного права. Отдельные аспекты темы исследования, такие как оказание международной помощи, концепция устойчивого развития (в контексте международного экологического права), международно-правовые последствия исчезновения территорий (малых островных государств), принцип наиболее благоприятствуемой нации и т.д. затрагивались в диссертационных исследованиях таких известных отечественных ученых, юристов-международников, как Д.С. Боклан , М.Н. Копылов и В.М. Шумилов , а также таких специалистов, как А.А. Васильева (А.А. Хахина) , Ли Сын Мин , Д.Ю. Мосейкин , А.В. Пирогов , К.В. Тимохин , Л.С. Шимарева и А.И. Шишаев . Вопросам оказания международной помощи посвящены научные статьи отечественных исследователей Л.М. Капицы , А.С. Помазана и С. Скотта . В публикациях А.Х. Абашидзе , А.О. Гольтяева , Д.А. Дегтерева , А.А. Игнатова и Е.А. Сафонкиной , О.Г. Карповича , К.О. Кебурии , М.В. Ларионовой , В.С. Маличенко , А.Ш. Низамиева , А.С. Паньковой и С.В. Михневич , О.А. Ручки , А.М. Солнцева , Н.П. Тарасовой и Е.Б. Кручиной , Н.Г. Шкатовой и Г.В. Савицкого , и Н.А. Якубовской проанализированы ключевые аспекты международного развития. Концептуальные и нормативные основы нового международного экономического порядка (НМЭП) исследованы О.Н. Бабуриной , Е.Б. Ганюшкиной и В.М. Шумиловым . Аспекты, связанные с предоставлением преференций, инвестициями и финансированием развития, рассмотрены в трудах Н.Н. Викторовой , А.А. Данельяна , Е.В. Дробот , М.С. Красевич , С. Ларда , И.М. Лифшица , С.П. Удовенко и Ю.В. Кузминых , В.М. Шумилова . Кроме того, весьма полезными представляются научные труды С.В. Комендантова , посвященные различным аспектам деятельности Евразийского экономического союза. При подготовке настоящей диссертации широко и творчески были использованы ключевые положения как вышеупомянутых специалистов, так и следующих зарубежных ученых: У. Бейерлин , К. Бун , Г. Вердираме , А. Маронг , А. Махиу , Д. Мораветц , Дж. Сакердоти , Г. Хафнер , М. Хирш , Д. Шелтон , Н. Шрайвер , Д. Эмполи и др. Междисциплинарный подход позволил подкрепить международно-правовые подходы специфическими подходами ученых из других сфер экономики, политологии, социологии и межотраслевых сфер (международного права прав человека, международных отношений, международного экологического права, международного космического права и т.д.). Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в проведении комплексного международно-правового анализа основных категорий развивающихся государств, пользующихся международно-правовыми режимами преференций, и оценке их потенциала в деле устойчивого развития тех государств, которые по классификации МЭП подпадают под эти категории. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих научных задач: ˗ проанализировать генезис института преференций в современном международном праве и определить его роль в достижении устойчивого развития; ˗ исследовать международно-правовые основания для классификации государств, претендующих на соответствующие преференции международно-правового характера; ˗ выявить и исследовать основные подходы, применяемые структурами системы ООН, а также на доктринальном уровне по классификации государств; ˗ изучить и проанализировать историко-концептуальные и нормативные основы института международной (иностранной) помощи, вытекающей из принципа международного сотрудничества; ˗ выявить и изучить негативные последствия современных вызовов развивающимся государствам в контексте международного содействия устойчивому развитию; ˗ изучить основные проблемы и предложить научно обоснованные рекомендации, касающиеся категориального аппарата темы исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в получении новых научных знаний межотраслевого характера о концептуальных и международно-правовых основах преференций для развивающихся государств и их роли в создании условий устойчивого развития государств-бенефициаров. В качестве новизны доктринального характера следует рассмотреть авторский вариант деления государств-бенефициаров преференций и формулирование их дефиниций. Теоретическая значимость исследования. Комплексный анализ и сделанные на его основе научные выводы отличаются фундаментальным подходом к изучению концептуальной и нормативной основ дифференциации государств в рамках международно-правового института преференций. Практическая значимость исследования выражается в том, что научная разработка ряда конкретных вопросов, основные положения, выводы и практические рекомендации могут быть приняты во внимание при разработке новых норм международного права, связанных с предоставлением преференций развивающимся государствам, и при подготовке учебно-методических материалов и преподавании международно-правовых дисциплин в высших учебных заведениях. Методологическая основа диссертационного исследования. В диссертации применены общенаучные и специально-юридические методы, позволившие определить рамки научного исследования, уточнить основные понятия и категории, связанные с дифференциацией государств в международном праве и международно-правовым институтом преференций. В процессе проведения исследования были применены такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, аналогия, абстрагирование и обобщение. Для раскрытия целостности объекта исследования и выявления различных видов связи в изучаемом объекте были активно применены частнонаучные методы – системный, структурно-функциональный и социологический, позволившие выявить ключевые элементы международно-правового института преференций. Историко-правовой метод использовался в первой главе диссертации при изучении процесса формирования международно-правового института преференций. Во второй главе диссертации широко применялись сравнительно-правовой метод с целью классификации развивающихся государств в контексте пользования преференциями. В третьей главе диссертационного исследования использовался метод правового прогнозирования с целью определения перспектив эффективности применяемых преференций в деле создания условий устойчивого развития развивающихся государств. Это позволило автору определить следующие положения, выносимые на защиту: 1. Принципы и иные положения, закрепленные в Уставе ООН, такие как суверенное равенство государств, равенство прав больших и малых наций, международное содействие социальной стабильности на национальном и глобальном уровнях служат неиссякаемым источником нормативного и концептуального характера для прогрессивного развития современного международного права, регулирующего режимы преференций, которые нацелены на преодоление экономических и социальных проблем, стоящих перед развивающимися государствами; 2. Научно обоснована ключевая роль максимального использования потенциала существующих преференций для достижения Целей развития тысячелетия и Целей в области устойчивого развития; 3. Доказана востребованность активизации международного нормотворчества в соответствии с концепцией «нового международного экономического порядка», поддерживаемого СССР и всеми развивающимися государствами; 4. По аналогии с общепринятой в международном праве категорией наименее развитых среди развивающихся стран предлагается закрепить на уровне резолюции ГА ООН категории малых островных развивающихся государств и применить к этой категории развивающихся государств критерии, выработанные ЮНКТАД, для определения бенефициаров международной помощи; 5. Предложены научно обоснованные положения концептуального и нормативного характера для введения в систему международного экономического права категории развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, обозначенной в международном морском праве, с целью составления их исчерпывающего перечня через призму международного экономического права и уточнения ключевых аспектов их особых нужд; 6. В результате комплексного и сравнительного анализа установлена разница в подходах к ныне применяемым показателям для всестороннего измерения «развитости» в контексте существующих режимов преференций в международном праве, учет которой имеет ключевое значение при дифференциации государств и предоставления им преференций. Степень достоверности. Полученные в ходе исследования результаты подтверждаются многообразием используемых методов исследования, всесторонним и глубоким изучением и применением при написании научных трудов отечественных и зарубежных ученых, а также широким спектром используемого нормативного и эмпирического материала: резолюций Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета ООН, докладов Генерального секретаря ООН, Комиссии международного права ООН, ЮНКТАД, итоговых документов международных конференций и саммитов ООН, и актов, принятых в рамках ЕАЭС. Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационное исследование было рекомендовано к защите на заседании кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов, когда был заслушан и обсужден научный доклад соискателя, содержащий основные положения и выводы, полученные по результатам проведенного научного исследования. Основные результаты проведенного исследования были апробированы на международных и всероссийских научно-практических мероприятиях, в том числе на Международном конгрессе «Блищенковские чтения» в 2019 г. (г. Москва), Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ООН в 2020 г. (г. Уфа), Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ООН, 60-летию РУДН и 25-летию Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева в 2020 г. (Казахстан), Международной научно-практической конференции «Права человека между универсализмом и регионализмом (к 55-летию Международных Пактов о правах человека и 60-летию Европейской социальной хартии)» в 2022 г. (г. Казань). Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в 10 научных публикациях, четыре из которых были опубликованы в научных журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации и Перечень рецензируемых научных изданий РУДН, и одна – индексируемая в базе данных SCOPUS. Результаты диссертационного исследования использовались при проведении семинарских и практических занятий по учебным дисциплинам «Международное право и развитие», «International Law and Development» и «Human Rights, SDGs and Challenges of the XXI Century». Объектом диссертационного исследования являются отношения, регулируемые международно-правовыми источниками, по определению и применению различных режимов преференциального характера для развивающихся государств. Предметом диссертационного исследования являются принципы и нормы международного права, закрепленные в обязательных международно-правовых актах, положения «мягкого права», а также доктринальные подходы, связанные с режимами преференций для развивающихся государств. Теоретическую основу диссертации составляют исследования таких отечественных ученых, как А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллин, К.А. Бекяшев, И.П. Блищенко, Д.С. Боклан, К.Н. Брутенц, Г.М. Вельяминов, В.С. Верещетин, А.Н. Вылегжанин, А.А. Данельян, Д.А. Дегтерев, И.В. Зенкин, А.С. Исполинов, А.Я. Капустин, П.А. Калиниченко, О.Г. Карпович, С.Ю. Кашкин, Б.М. Клименко, С.В. Комендантов, Б.Ф. Ключников, А.А. Ковалев, А.Л. Колодкин, А. Кольский, Д.К. Лабин, М.И. Лазарев, М.А. Липкин, И.М. Лифшиц, И.И. Лукашук, В.С. Маличенко, С.В. Молодцов, В.Л. Толстых, Н.А. Ушаков, В.Л. Хорватский, С.В. Черниченко, В.П. Шатров, В.М. Шумилов, М.Л. Энтин и др. Нормативно-правовую основу исследования составили: ˗ международные договоры (Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 и 1994 гг.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.; Конвенция о специальных миссиях и Факультативный протокол об обязательном разрешении споров 1969 г.; Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1967 г.; Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Межправительственное соглашение по сети Азиатских автомобильных дорог 2003 г.; Многостороннее соглашение о создании Международного аналитического центра для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, 2010 г.; Парижское соглашение об изменении климата 2015 г.; Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 г.; Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами 1988 г.; Соглашение об учреждении Общего фонда сырьевых товаров 1980 г.; Устав Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) 1979 г.) и др.; ˗ акты, принимаемые главными органами ООН: резолюции Генеральной Ассамблеи (ГА), Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), касающиеся проблематики развития; ˗ доклады Комиссии Международного права ООН (КМП ООН), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Комитета по политике в области развития и ЭКОСОС; ˗ доклады Генеральных секретарей ООН; ˗ акты, принятые в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г.; Соглашение государств-членов ЕАЭС с Социалистической республикой Вьетнам о свободной торговле 2015 г.; Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций в ЕАЭС 2016 г.; Решение Совета Евразийской экономической комиссии №8 «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции» 2017 г.). Кроме того, в настоящем диссертационном исследовании были широко использованы документы, принятые на конференциях ООН по наименее развитым странам, по проблемам окружающей человека среды и по устойчивому развитию, а также на Саммите тысячелетия. Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования – от постановки задач и их практической реализации до обсуждения результатов в научных публикациях и докладах. Содержащиеся в диссертации положения, выводы, а также материалы использовались в рамках учебного процесса: на семинарских и иных практических занятиях. Соответствие диссертации паспорту специальности. Диссертационная работа соответствует содержанию специальности 5.1.5. – Международно-правовые науки и включает в себя исследование основных принципов и норм международного права (в т.ч. актов «мягкого права»), международно-правовых категорий и концепций, характеризующих особенности международного права, международных договоров, институтов международного права, механизмов международно-правового регулирования, объектов международно-правового регулирования, а также субъектов международного экономического права и их правового статуса. Структура и содержание диссертации обусловлены кругом исследуемых проблем в области международного права и отвечают цели, задачам, объекту и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, последовательно раскрывающих правовую природу, сущность и особенности исследуемых проблем, а также заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 227 страниц.

Academic degree
Кандидат юридических наук
Language
Russian
Page number
227
Year
2023
Keywords
преференции; развивающиеся государства; международное право
Date of creation
01.07.2024
Date of change
01.07.2024
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/dissertation/record/108605/
Share

Other dissertations