В настоящем научнопублицистическом очерке предметом критического анализа становится феномен символического фетишизма как одно из закономерных проявлений и последствий универсального процесса социального конструирования реальности. Коллективное (воспроизводство и артикуляция смыслов/ценностей в формах совместной человеческой деятельности и общественного сознания сопровождаются (воспроизводством знаково-символических систем, составляющих важную компоненту объективированного универсума социальной жизни. Символическая система общества приобретает значительную автономию (по отношению к конкретным индивидам), формируя опредмеченную, овеществленную среду духовной и материальной культуры, в масштабах которой разворачиваются жизнь и деятельность социальных акторов. Трактовка указанной темы выстраивается на базе авторской рецепции трех концептуальных источников: 1)теории проводников взаимодействия П. А. Сорокина (рассматривается в первой части статьи), 2) теории символического капитала и символического насилия П. Бурдьё (включающей размышления о «власти номинации» и ее роли в конституировании социальных отношений), а также 3) представлений Ж. Бодрийяра о знаковой природе потребления в обществах последних десятилетий XX - начала XXI века (обсуждаются во второй части очерка).
In this scientific and publicistic essay, the phenomenon of symbolic fetishism becomes the subject of critical analysis as one of the regular manifestations and consequences of the universal process of the social construction of reality. The collective (re)production and articulation of meanings/values in the forms of joint human activity and social consciousness are accompanied by the (re)production of sign-symbolic systems that constitute an important component of the objectified universe of social life. The symbolic system of society acquires significant autonomy (in relation to particular individuals), forming an objectified and reified environment of spiritual and material culture, on which scale the life and activities of social actors unfold. The interpretation of this topic is built on the basis of the author’s reception of three conceptual sources: 1) the theory of conductors of interaction by Pitirim A. Sorokin, 2) the theory of symbolic capital and symbolic violence by P. Bourdieu (including reflections on the “power of nomination" and its role in the constitution of social relations), as well as 3) J. Baudrillard’s ideas about the symbolic nature of consumption in societies of the last decades of the 20th - the beginning of the 21st century.