Концепция «осевого времени» немецкого философа и психолога К. Ясперса (1883-1969) оказала существенное влияние на восприятие историко-философского процесса. Его теория об универсальности, которую можно обнаружить в отдельно взятых цивилизациях (Греции, Индии и Китае), дала дополнительный толчок к изучению процесса генезиса философии. Данная статья затрагивает ту часть работы К. Ясперса «Смысл и назначение истории», которая посвящена истории Китая и во многом является уточнением его позиции относительно генезиса китайской философии. Вопрос о том, каковы были основания для выбора тех или иных культурных констант в качестве отправной точки для философских рассуждений, равно как и вопрос о едином историко-культурном процессе в упомянутых К. Ясперсом обществах, все еще актуален.
The K. Jaspers’ «axial age» conception of world’s history was founded more than 50 years ago. It has had a significant impact on the perception of both historical and philosophical processes. This theory of common grounds among the main three ancient civilizations (Greek, Chinese, and Indian) gave and additional push to study more about the genesis of philosophical reflection, since the questions what the reason were to choose certain cultural constants and why the first philosophers used them as the basic ones to create the new system of thinking are still the matter of a great discussion among researchers. This article is devoted to that part of K. Jaspers’ «The Meaning and Purpose of History», which is devoted to the foundations of Chinese civilization. This paper is in many ways a clarification of his position on the genesis of Chinese philosophy and gives a bit more details to his theses.