В статье анализируется концепция «социально вовлеченного буддиззма» Тхить Нят Ханя (1926-2022) и то, насколько она может способствовать налаживанию диалога между различными культурами, религиями, духовными практиками. Прежде всего, компаративному анализу подвергаются буддизм и христианство. Вскрывается традиционализм и одновременно модернизм в методологическом подходе Тхить Нят Ханя. Эта модернизация не означает отказа от базовых ценностей и догматов, - она скорее касается методов. Не претендуя на построение новой догматики, но используя современные методы интерпретации традиции, экуменическая позиция Тхить Нят Ханя заключается как в возврате к корням, так и в их переосмыслении на основе принципа осознанности, «здесь и сейчас», совестливости. Только на основе глубокого познания собственной традиции, личностного духовного развития можно понять и принять другого, открыться и вступить в продуктивный диалог. При этом Тхить Нят Хань не стремится всех уравнять и некритически слить в однородную массу, не стремится и подчинить всех какой-либо одной догматической системе (включая буддизм). Он ориентирован не на форму, а на содержание, не на догмы, а на внутренний опыт, - «горизонтальную теологию». И, действительно, как бы догматически ни различались мировые религии, добродетели святости в них совпадают. И, прежде всего, это сострадание, ненасилие, бесстрастие и др., что указывает на их единую онтологическую основу при всей разнице метафизических систем. На наш взгляд, Тхить Нят Хань исходит из понятия духовного познания, хотя и не использует данный термин. Он обнаруживает общие черты духовного познания в различных учениях, которые он знает из собственного опыта самопознания.
The article analyzes the concept of "socially engaged Buddhism" bby Thich Nhat Hanh (1926-2022), how it can contribute to establishing a dialogue between different cultures, religions, and spiritual practices. First of all, Buddhism and Christianity are subjected to comparative analysis. Traditionalism and, at the same time, modernism are revealed in Khan ’s methodological approach. This modernization does not mean a rejection of basic values and dogmas, it rather concerns the methods. Not claiming to build a new dogma, but using new and contemporary methods of interpreting tradition, Khan's ecumenical position is both a return to the roots and their rethinking based on the principle of awareness, "here and now", conscientiousness. Only based on a deep knowledge of one ’s own tradition, personal spiritual development, one can understand and accept another, open up and enter into a productive dialogue. At the same time, ThichNhatHanh does not seek to equalize everyone and uncritically merge into a homogeneous mass, nor does he seek to subordinate everyone to any one dogmatic system (including Buddhism). He orients not on form, but on content, not on dogmas, but on inner experience, - "horizontal theology". Indeed, no matter how dogmatically the world religions differ, the virtues of holiness coincide in them. And, above all, it is compassion, non-violence, dispassion, etc., which indicates their common ontological basis, despite the difference in metaphysical systems. In our opinion, the Hanh proceeds from the concept of spiritual knowledge, although he does not use this term. He discovers the common features of spiritual knowledge in various teachings that he knows from his own experience of self-cognition.