В статье проводится анализ особенностей развития российской автомобильной промышленности в условиях функционирования особых экономических зон. Рассматриваются направления развития особых экономических зон в России, а также основные преимущества для компаний-резидентов этих зон, в том числе налоговые, таможенные, инфраструктурные, административные преференции. Выявлено, что для автомобильной промышленности России ОЭЗ являются фактором стимулирования более активных темпов развития отрасли, повышения конкурентоспособности автомобильной продукции, в первую очередь на национальном рынке, и удовлетворения потребностей населения в качественных и современных автомобильных средствах. Выделены две особые экономических зоны - «Алабуга» и «Тольятти», более всего нацеленные на развитие отечественной автомобильной промышленности. Сделан вывод, что наибольшую роль для отечественного автомобилестроения сегодня играет особая экономическая зона «Тольятти» по причине непосредственной близости к крупнейшему потребителю автокомпонентов, наличия квалифицированных кадров, имеющих большой опыт работы в отрасли, широко развитой логистической инфраструктуры. Перспективной является и ОЭЗ «Алабуга», сравнительно молодая особая экономическая зона, но активно развивающаяся в последние несколько лет. Подчеркнуто, что несмотря на определенную роль особых экономических зон в отечественном автомобилестроении, их дальнейшее развитие будет сопряжено с рядом сложностей, в первую очередь связанных с ужесточением антироссийских санкций. В работе были выделены две ключевые проблемы, связанные с санкциями: сложность привлечения новых иностранных инвесторов в такие зоны в ближайшие годы и риск ухода иностранных резидентов. Среди прочих проблем было выявлено неравномерное распределение налоговых, инфраструктурных и иных преференций в различных ОЭЗ, что способствует различию в темпах развития на территории Российской Федерации.
The article analyzes the features of the development of the Russian automotive industry in the conditions of the functioning of special economic zones. The directions of development of special economic zones in Russia are considered, as well as the main advantages for resident companies of these zones, including tax, customs, infrastructure, and administrative preferences. It has been revealed that for the automotive industry in Russia, SEZs are a factor in stimulating a more active pace of development of the industry, increasing the competitiveness of automotive products, primarily in the national market, and meeting the needs of the population in high-quality and modern vehicles. Two special economic zones - «Alabuga» and «Togliatti» - are singled out, most of all aimed at the development of the domestic automotive industry. It is concluded that the special economic zone «Togliatti» plays the greatest role for the domestic automotive industry today due to its close proximity to the largest consumer of automotive components, the availability of qualified personnel with extensive experience in the industry, and a well-developed logistics infrastructure. The Alabuga SEZ, a relatively young special economic zone, is also promising, but has been actively developing in the past few years. It is emphasized that, despite the certain role of special economic zones in the domestic automotive industry, their further development will be associated with a number of difficulties, primarily related to the tightening of anti-Russian sanctions. The work highlighted two key problems associated with sanctions: the difficulty of attracting new foreign investors to such zones in the coming years and the risk of foreign residents leaving. Among other problems, an uneven distribution of tax, infrastructure and other preferences in various SEZs was revealed, which contributes to different rates of their development on the territory of the Russian Federation.