ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОГО НАСТАВНИЧЕСТВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В Российской Федерации наставничество (менторcтво) было широко распространено в советский период в системе профессионально-технического образования и производственного обучения. В 2010-х гг. наметился курс на возрождение этой традиции. Одной из перспективных тенденций является переход от индивидуального наставничества к сетевому, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий - «педагогический ментворкинг». В целях практической апробации данной модели в октябре 2021 г. на базе Ассоциации педагогов, работающих с одарёнными детьми, открыта Сетевая школа для учащихся 7-10 классов, направленная на формирование компетенций исследовательской и проектной деятельности, а также развитие сети наставников и повышение их профессиональной квалификации в данной области. С методологической точки зрения, работа школы основана на так называемых «сетевых эффектах». Результаты диагностики, полученные на начальном этапе работы (174 учащихся, 34 наставника), в целом свидетельствуют о положительных ожиданиях от предстоящей совместной работы (испытывают радость 83 % учащихся и 84 % взрослых). Психологический климат в наставнических командах положительный (средняя оценка по 3-балльной шкале 1,8 и 2,3 соответственно). Уровень переживаний наставников, связанных с участием в сетевом проекте (2,4 по 7-балльной шкале), низкий, что также говорит о позитивном настрое. Для оценки эффективности программы наставничества аналогичные данные будут получены на заключительном этапе апробации.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF NETWORK MENTORING WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES

In the Russian Federation, mentoring was widespread during the Soviet period in the system of vocational education and industrial training. In the 2010s, a course for the revival of this tradition was outlined. One of the promising trends is the transition from individual mentoring to network mentoring, including with the use of information and communication technologies - “pedagogical mentoring”. For the purpose of practical testing of this model in October 2021 on the basis of the Association of teachers working with gifted children, a Network school for students of grades 7-10 has been opened, aimed at developing students' competencies in research and project activities, as well as developing a network of mentors and improving their professional qualifications in this field. From a methodological point of view, the school's work is based on the so-called “network effects”. The diagnostic results obtained at the initial stage of work (174 students, 34 mentors), in general, indicate positive expectations from the upcoming joint work (83 % of students and 84 % of adults experience joy). The psychological climate in the mentoring teams is positive (the average score on a 3-point scale is 1.8 and 2.3, respectively). The level of mentors' experiences related to participation in a network project (2.4 on a 7-point scale), low also indicates a positive attitude. To assess the effectiveness of the mentoring program, similar data will be obtained at the final stage of testing.

Authors
Language
Russian
Pages
242-247
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
mentoring; education; network model; information and communication technologies; research activity; наставничество / менторство; образование; сетевая модель; информационно-коммуникационные технологии; исследовательская деятельность
Share

Other records