Монополизация товаро-пассажирского судоходства на Каспийском море на рубеже XIX-XX вв.

На основе анализа архивных документов, хранящихся в Архиве внешней политики Российской империи, рассмотрен процесс монополизации грузопассажирских перевозок по Каспийскому морю такими крупными компаниями как «Кавказ и Меркурий» и «Бюро персидских транспортов». Цель статьи - показать влияние данного процесса на качественную сторону развития транспортного дела указанных перевозчиков. При проведении исследования был использован ряд специально-исторических методов: ретроспективного, историко-сравнительного и историко-генетического. В статье показано, что в конец XIX в. на Каспийском море развернулась жёсткая конкурентная борьба между многочисленными транспортными компаниями за перевозку пассажиров и грузов между российскими и иранскими портами. Подобный процесс был негативно оценён российским правительством, понимавшим его как фактор, сдерживавший интенсификацию товарообмена между Россией и Ираном. В связи с этим ею с одобрением был воспринят процесс создания крупной монополии - «Объединённого общества транспортирования и страхования грузов в Персии», которая включала в себе ряд крупных судовых компаний, ранее находившихся в конкурентной борьбе друг с другом. Анализ материалов показал, что ликвидация конкуренции между ранее самостоятельными транспортными компаниями привела к уменьшению доли перевозимых ими грузов в общем объёме российско-иранского товарооборота. При этом монополия продемонстрировала отсутствие стремления не наращивать объём поставок, а лишь сохранить уровень достигнутых показателей.

The modern Russian economy has a high level of monopolization due to significant share of state ownership. This problem gives rise to numerous disputes among modern economists and experts. So, monopolization of the Russian Empire’s economy is relevant now. Based on the analysis of archival documents stored in the Archive of Foreign Policy of the Russian Empire (AVPRI), the process of monopolization of cargo and passenger traffic in the Caspian Sea by such large companies as the Caucasus and Mercury and the Bureau of Persian Transport is considered; the influence of this process on the qualitative side of the development of the transport business of the mentioned carriers is shown. The article shows that at the end of the 19th century a fierce competition has developed between numerous transport companies in the Caspian Sea for the transportation of passengers and goods between Russian and Persian ports. This process was negatively assessed by the Russian government, which understood it as a factor holding back the intensification of trade between Russia and Iran. In this regard, it accepted with approval the process of creating a large monopoly - the "United Society for the Transportation and Insurance of Cargoes in Persia", which united a number of large shipping companies that were previously in a competitive struggle with each other. An analysis of the materials on the activities of the established monopoly showed that the government's actions led to the opposite effect: the elimination of competition between previously independent transport companies led to a decrease in the share of their cargo transported in the total volume of Russian-Iranian trade. At the same time, the monopoly demonstrated the absence of a desire not to increase the volume of supplies, but only to maintain the level of the achieved indicators.

Number of issue
3
Language
Russian
Pages
14-19
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
Persia; Russian-Iranian relations; merchant shipping; joint-stock company; late imperial Russia; economic history; history of Russian entrepreneurship; персия; российско-иранские отношения; торговое морское судоходство; акционерное общество; позднеимперская Россия; экономическая история; история предпринимательства
Share

Other records

Омар С., Цехмистренко Т.А., Козлов В.И., Гурова О.А., Клочкова С.В., Васильева В.А., Артеменко О.И., Обухов Д.К.
Журнал анатомии и гистопатологии. Общество с ограниченной ответственностью Издательско-полиграфический центр Научная книга. Vol. 11. 2022. P. 39-48