В статье анализируется трансформация партий политического ислама в Тунисе и Марокко после прихода к власти вследствие революционных событий Арабской весны. Именно тогда, в 2010-х гг., после десятилетий репрессий и изоляции, приверженцы политического ислама получили возможность стать ключевыми игроками на новой политической сцене региона. Политический ислам как современная идеология сталкивается с фундаментально экзистенциальными вопросами о природе и актуальности исламизма как политического проекта, а тема участия исламистов в политической жизни мусульманского мира становится все более актуальной. В Тунисе и Марокко партии политического ислама получили возможность интеграции и признания на политической арене. Включение исламистов в легальную политическую жизнь способствовало их идеологической и политической трансформации, особенно в отношении таких сложных вопросов, как взаимосвязь между религией и политикой, вопросы индивидуальных свобод, прав человека, меньшинств и женский вопрос. Для определения произошедших за истекшее десятилетие изменений ученые используют термины «постисламизм» и «неоисламизм». Которые подразумевают трансформацию социально консервативных партий в сторону принятия правил гражданской демократической политической системы и отказа от исламизации общества сверху. Тунисская исламистская партия «Ан-Нахда» и марокканская «Партия справедливости и развития» прошли за истекшее десятилетие в чем-то сходные пути, пройдя через горнило власти и принятия ответственности за происходящие в их странах процессы. Они также продемонстрировали гибкость в поиске компромиссов и проведении разделительных линий между своей деятельностью по религиозной проповеди и политикой. Обе партии продолжают поиски баланса в сочетании правильных доз исламизма, демократии, плюрализма, светскости и национальных интересов.
The article analyzes the transformation of the parties of political Islam in and after coming to power as a result of the revolutionary events of the Arab Spring. It was then, in the 2010s, after decades of repression and isolation, that adherents of political Islam had the opportunity to become key players on the new political scene in the region. Political Islam as a modern ideology faces fundamental existential questions about the nature and relevance of Islamism as a political project, and the issue of Islamists’ participation in the political life of the Muslim world is becoming increasingly relevant. In Tunisia and Morocco, parties of political Islam have been given the opportunity to integrate and be recognized in the political arena. The inclusion of Islamists in legal political life in Tunisia and Morocco contributed to their ideological and political transformation, especially in relation to such complex issues as the relationship between religion and politics, issues of individual freedoms, human rights, minorities and women's issues. Scholars use the terms “post-Islamism” and “neo-Islamism” to define the changes that have taken place over the past decade. Which imply the transformation of socially conservative parties towards the adoption of the rules of a civil democratic political system and the rejection of the Islamization of society from above. The Tunisian Islamist party Ennahda and the Moroccan Justice and Development Party have gone through somewhat similar paths over the past decade, having passed through the crucible of power and taking responsibility for the processes taking place in their countries. They have also shown flexibility in finding compromises and drawing dividing lines between their religious preaching activities and politics. Both parties continue to strike a balance in combining the right doses of Islamism, democracy, pluralism, secularism and national interests.