В Российской Федерации, как и во всех развитых государствах, реформирование деятельности государственного аппарата является перманентным процессом, на каждой фазе которого акцент делается на наиболее злободневных проблемах. Если административная реформа 2004 г. решала задачу структурирования системы органов исполнительной власти, то реформа контрольно-надзорной деятельности, идущая в настоящее время, направлена на пересмотр системы требований к основным видам экономической деятельности, снижение административных барьеров и иных препятствий, с которыми сталкиваются лица, такую деятельность осуществляющие. Образовательная деятельность как единый процесс обучения и воспитания выступает одним из важнейших видов экономической деятельности и не может оставаться в стороне от обозначенных реформ. В статье содержится анализ практики реализации идей реформы контрольно-надзорной деятельности, положений «регуляторной гильотины» применительно к системе образования. Обращено внимание на такие вопросы, как обязательные требования в целом и обязательные требования в образовании, систематизация законодательства и отмена актов, содержащих устаревшие нормы и избыточные требования. Использовавшиеся в начале реформы целевые индикаторы соотнесены с рядом практических показателей, свидетельствующих об их достижении, включая разработанные в схожих отраслях социальной сферы законопроекты (проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обращении лекарственных средств” (в части систематизации обязательных требований в сфере обращения лекарственных средств)». На их основе и с учетом зарубежного опыта предложена концепция системы обязательных требований в образовательной деятельности, базирующаяся на корреляции между основными принципами реформы контрольно-надзорной деятельности и специфическим перечнем рисков, свойственных системе образования. Выводы и предложения, содержащиеся в статье, подготовлены на основе изменений правового регулирования в сфере образования и в рамках административного законодательства РФ за период с 1 января 2020 г. по 1 января 2022 г.
In the Russian Federation, as in all developed countries, reforming the activities of the political machine is a permanent process, where every phase has the emphasis on the most topical issues. If the administrative reform of 2004 solved the problem of structuring the system of executive authorities, then the reform of control supervision activity, which is currently ongoing, aims to revise the system of requirements for the main types of economic activity, reduce administrative barriers and other obstacles faced by individuals, who carried out such activity. Educational activity, as a single process of training and education, is one of the most important types of economic activity, and cannot keep out of the designated reforms. This article analyzes the practice of implementing reforms of control supervision activity, the provisions of the “regulatory guillotine” related to the education system. Attention is focused on such issues as mandatory requirements and mandatory requirements in education, systematization of legislation and the abolition of acts containing outdated norms and excess requirements. The concept of a system of mandatory requirements in educational activities is proposed, based on the basic principles of the reform of control supervision activity and the model of risks inherent in the education system. The conclusions mentioned in the article were prepared on the basis of changes in the legal regulation in the field of education over a period of two years (from 1 January 2020 to 1 January 2022).