Статья представляет собой социологическую рецензию-размышление о несоциологической книге П.А. Сапронова «Мифология секулярной культуры» (СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2023. 380 с.) и призвана подтвердить полезность эксдисциплинарного чтения для понимания своего предметного поля. Из названия книги очевидно, что для читателя-социолога она интересна, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, секуляризация - однозначно социологическая тема, связанная с зарождением нашей дисциплины, а секулярная культура/общество - неоспоримый объект социологического анализа. Во-вторых, у понятия «миф» неоднозначный статус в социологии: с одной стороны, это общепризнанный атрибут любой архаической/ древней культуры/общества; с другой стороны, сегодня слово «миф» имеет метафорическую окраску, зачастую выступая оценочно насыщенным синонимом других понятий (идеологии, заблуждений массового сознания, нерелигиозных культов, расхожих публицистических образов и пр.). Хотя книга заявлена как курс лекций, это скорее развернутое монографическое повествование, не соответствующее формальным требованиям к декларируемому жанру: в книге нет введения, сносок и библиографии - только суммировка авторских тезисов в заключении и многочисленные упоминания релевантных авторов, концепций, понятий, примеров и дискуссионных вопросов во всех трех ее разделах - «Миф и его вариации» (исторические трансформации мифологического), «Мифологемы секулярной культуры» (прогресса, индивидуализма, великого человека, свободы, революции, религии в секулярной культуре и национализма) и «О необходимости и возможности преодоления мифа в секулярной культуре» (перспективы демифологизации на пути науки, философии и богословия).
The article is a sociological review-reflection on the non-sociological book by P.A. Sapronov Mythology of Secular Culture (Saint Petersburg: Publishing House “Petropolis”, 2023. 380 pp.) and aims at proving the usefulness of ex-disciplinary reading for understanding one’s subject field. From the title of the book, it is obvious that it is interesting for the sociological reader for at least two reasons. First, secularization is clearly a sociological topic associated with the origins of our discipline, and secular culture/society is an undeniable object of sociological analysis. Second, the concept ‘myth’ has an ambiguous status in sociology: on the one hand, it is a generally recognized attribute of any archaic/ancient culture/society; on the other hand, today the word ‘myth’ has a rather metaphorical connotation, thus, serving as synonym for other concepts (ideology, misconceptions of mass consciousness, non-religious cults, common journalistic images, etc.). Although the book is declared as a course of lectures, it is rather a detailed monographic narrative that does not meet the formal requirements for the declared genre: the book does not have an introduction, footnotes or references - only a summary of the author’s theses in the conclusion and numerous references to relevant authors, concepts, examples and discussions in all three sections - “Myth and its variations” (historical transformations of the mythological), “Mythologems of secular culture” (progress, individualism, great man, freedom, revolution, religion in secular culture and nationalism) and “On the necessity and possibility of overcoming myth in secular culture” (prospects for demythologization on the paths of science, philosophy and theology).